Обратная сторона Луны
blau_kraehe — 09.03.2017
Решила посмотреть российский фантастический сериал.
Привлекло, естественно, обещание "нового СССР" во 2-м сезоне. И
действительно, во всяком случае, с развлекательной функцией все в
порядке - 1-й сезон держал увлекательными детективными интригами,
во 2-м детективные истории хуже, но зато захватывающая социальная
фантастика.
Однако впечатление от сериала осталось тяжелое. Если бы не
окончание, возможно, я бы просто не стала ничего писать. Но автор
счел нужным ввести именно такое окончание, и это уже симптом.
Начнем собственно с любовной истории, которую
многие комментаторы хвалят. Итак, герой попадает в прошлое,
встречает там девушку и влюбляется в нее. Спасает от маньяка. Затем
сам попадает в будущее, где эта девушка - уже немолодая женщина, и
у нее есть дочь. Дочь, лицом в точности похожая на мать. И герой,
как ни в чем не бывало, продолжает отношения с этой дочерью,
быстренько убедив ее, что он замечательный человек, и что так надо.
С матерью никаких отношений, естественно, нет вообще - ну мать
любимой, и все. Наконец в итоге герой попадает в параллельный мир и
там встречает снова аналог той же самой Кати, и радостно улыбаясь,
говорит, что "у нас все впереди".
То есть вообще даже нигде-нигде не кольнет - что
ведь герой любит-то ДРУГУЮ женщину, другого
человека!
Бывают аналогичные ситуации в западных сериалах -
там тоже случается, что герой попал в другое время и встретил,
например, постаревшую любимую женщину (доктор Кто, две или три
таких ситуации); или же встретил двойника любимой женщины из
другого мира и случайно переспал с ней (Fringe). Однако там это
ВСЕГДА представлено, как этическая ловушка, как проблема. Там герой
все же понимает, что переспать с двойником своей женщины - это
совсем не то, что с ней самой, а постаревшая и некрасивая, она все
равно остается тем же самым человеком - ты можешь прекратить с ней
отношения, конечно, но это надо как-то обозначить,
обговорить.
Здесь даже никаких проблем не возникает, ни единой
судороги - нуачетакова? Я даже не знаю, что это - мизогиния
(женщина - только ее тело, ее внутреннее содержание, жизненный опыт
имеют ровно ноль значения), или просто обычная этическая
тупость.
Следующий момент. В фантастике нужно быть особенно
осторожным и внимательным в этическом плане: там возникают
ситуации, которых в жизни нет, их ниоткуда нельзя подсмотреть,
"списать". Но и в них герой должен оставаться живым и этичным
человеком. Для этого нужно творческое владение
этикой.
Напомню сюжет сериала: герой оказывается в
советском прошлом, рассказывает умному кгб-шнику о будущем, тот
принимает меры... и герой снова попадает в будущее - но уже
советское. В мир, который по всем параметрам, хорош (автору этот
мир нравится, это важно), где не было войн, сверхсмертности, люди
довольны и счастливы. У героя там есть дочь, которую он (тоже
неясно, почему так сразу) любит.
Но герой должен убить маньяка, а для этого -
непременно вернуться вместе с ним в свой исходный мир. Очевидно,
что при этом мир-2 и СССР исчезнет снова (герой говорит "не знаю",
но в общем, других вариантов не видно - ясно, что при ином исходе
событий КГБ-шник не узнает о будущем, и СССР не возникнет).
Исчезнет и его любимая дочь.
Но у героя даже сомнений не возникает, даже
каких-то рассуждений на эту тему нет. Ясно же, что маньяка надо
уничтожить в зародыше! То есть плевать на само существование
данного мира, на жизнь миллионов людей. Он обманывает фактически
своих товарищей, а те не задаются вопросом, что будет в результате
- а ведь СССР и все они исчезнут.
Но если эту дилемму (существование СССР версус
обезвреживание маньяка) автор еще как-то слабо пытается решить
упоминанием "слезинки ребенка и мировой гармонии", то тут же
всплывает другая, еще более острая этическая проблема -
существование дочери героя. То есть он искренне обещает девочке,
что "скоро все закончится", что он защитит ее, спасет ее жизнь - и
при этом не может не понимать, что закончится все... исчезновением
самой девочки. Сам герой при этом выживает, ну вот умеет он из
реальности в реальность перемещаться. А Шурка исчезнет вместе со
всем СССР. Такой аборт десятилетнего ребенка, нуачо? Действительно,
ачетакова, в новой реальности он с новой Катей заделает другую
девочку.
На фоне этих эпических багов мелкие ляпы теряются: вроде того, что
у ребенка умерла мать, и тут же на следующий день бабушка с веселой
улыбкой уговаривает девочку поехать в лагерь с аттракционами и
развлечениями. Какой душевной глухотой надо обладать, чтобы
написать такое?
Но все это - даже не личный баг автора сериала.
Это сейчас повсеместно. В конце концов, те, кто расхваливал этот
сериал в моей ленте, даже не заметили этих "мелочей". Я вижу этот
процесс даже по реакции читателей на мои книги (а ведь это еще МОИ
читатели, не настолько отмороженные - другие-то мои книги и не
прочитают даже). Писатель ныне обязан разбираться в технике,
оружии, самолетах, производстве, писать длинные периоды, из которых
читатель поймет, что вот этот-то - голова, он специалист по
каким-нибудь железкам! А вот в элементарной этике и в людях
писатель разбираться не должен, подобная этическая тупость легко
прощается. Ачетакова! Чо вы придираетесь?
Второй сезон еще очень напомнил мне конкурсы
СССР-2061. Как будто автор оттуда и вышел. Во-первых, большинство
писателей этих конкурсов проявляют точно такой же этический
дебилизм. Во-вторых, и СССР там именно такой, как на этих
конкурсах.
Это расхожее представление сегодняшнего обывателя
о "хорошем СССР". Наверное, на этом построен во многом нынешний
"сталинизм" - в смысле, Сталин прийде, порядок наведе. Автору
представляется, что для сохранения СССР было достаточно одного
умного диктатора, который просто убрал несколько ключевых фигур, и
перестройка не состоялась. Ну и дальше можно строить СССР по
личному вкусу - чтобы там без вредных продуктов вроде кока-колы, с
отличным футболом, полетами на Марс и чтобы рак вылечили. Пусть и с
беспринципным диктатором во главе.
Но конечно, это не так: и устранением нескольких
"злоумышленников" в тот момент дело никак решить было нельзя -
"прогнила вся система"; и вообще общественные процессы волей одного
человека не управляются; и существование такого СССР
маловероятно.
Но это как раз небольшой недостаток, это все-таки
развлекательный сериал, автор тут не обязан представлять
реалистичную картину, с экономикой и деталями политической жизни.
То есть нереалистичность СССР там можно было бы
простить.
Если бы автор не променял с легкостью весь этот
интересный, проработанный мир - на убийство
маньяка.
Кстати, так и не ясно - почему маньяка нельзя было
убить в СССР или, еще лучше, изолировать и лечить - но герою без
труда удается это снова в РФ. То есть это простая логическая
ошибка.
А вообще, видимо, прав был в свое время С.Г. Кара-Мурза, когда
писал, что с рыночными реформами стал исчезать не просто Советский
Союз - а стала разваливаться вся русская культура, вся русская
цивилизация. Ведь этическое понимание мира, понимание людей и
"того, как надо жить" в русской литературе и шире - вообще русской
культуре достигли вершин, которых в мире еще не знали; одним из
проявлений этой высшей этики было создание СССР. Россия никогда не
была пионером и ведущей силой научно-технического прогресса - разве
что недолго во времена СССР, но тогда научно-технический потенциал
стал лишь следствием вот этой высокой этики, этической развитости.
Сейчас же вся современная российская ментальность - это засилье
абсолютно эмоционально тупых, безмозглых "мальчиков-железячников",
которые разбираются в программировании или энергетике, или машинах,
или оружии - и считают это настолько ценными качествами, что
принципиально не хотят учиться различать хотя бы элементарные
человеческие эмоции, а этические понятия у них - на уровне среднего
млекопитающего, даже не из отряда приматов. Но впрочем, это
отдельная тема, требующая обдумывания.