
Обострение


Прибывший в Ливию генсек ООН был встречен генералом Хафтаром крайне прохладно, практически грубо. Никаких мирных переговоров генерал ни с кем вести не намерен. Сама по себе наступательная операция на Триполи проходит вполне привычно для местных традиций ведения бовых действий - перемещения колонн, стычки и крайне низкая дисциплина. Та и другая сторона считает и предъявляет сотни пленных, что само по себе говорит о царящем хаосе у всех сторон.
Для нас это абсолютно чужая война, хотя, конечно, всегда найдутся те, кто будет болеть за какую-либо команду по совершенно неизвестному (даже им самим) признаку. Проблемы возникают при любом исходе нынешнего раунда обострения. В случае победы Хафтара (что означает занятие им Триполи) его власть не будет признана ООН и Западом. Скорее, будут введены санкции, что, впрочем, неэффективно, так как экономическая деятельность в Ливии сегодня - это в основном нелегальные поставки нефти. Хафтару придется решать вопросы с "вольными" городами вроде Мисураты, которым вообще без разницы, кто там власть - они сами по себе. Контроль сил Хафтара над пустыней носит сугубо умозрительный характер: он может снарядить карательную экспедицию в тот или иной район, но удерживать за собой даже контрольные точки - нет. Поэтому опять-таки традиционно для Ливии контроль заменяют договоренности с местными шейхами, которые номинально признают за ним право. Но в любой момент могут признать право любого другого.
У триполитанского правительства - ровно те же проблемы. Оно не может победить Хафтара, не может распространить свое влияние на другие территории, у него нет ресурса, есть только внешняя поддержка и видимость легитимности. И те же самые трудности со всеми остальными субъектами ливийского "процесса".
В этом плане гражданская война в Ливии вопросом принадлежности Триполи не решается, да, собственно, никто и не ставит такую цель. Задача Хафтара (и обеспечивающих его российских олигархов) - взятие под контроль Гадамесского нефтяного бассейна на западе. Контроль над Триполи позволяет взять под себя всю контрабанду нефти. За годы войны ее добыча упала в три-пять раз, но когда тебе не нужно тратить доходы на содержание страны - то этого более чем достаточно. Саудитам, стоящим за Хафтаром, на эти жалкие несколько сот тысяч баррелей вообще плевать - их интересует только Катар, который нужно изгнать из Ливии. А если это будет сделано за счет российских партнеров, которым все равно некуда девать деньги, а у президента сорвало крышу на внешнеполитических "победах" - так тем более. Египту нужна безопасность на западе. Коалиция союзных Хафтару внешних игроков не имеет никаких иных причин дружить между собой, но пока названные цели совпадают на фигуре агента ЦРУ Хафтара - они будут его поддерживать.
|
</> |
