Обломанный коготь

топ 100 блогов vikond6524.04.2025 Обломанный коготь

Ровно 45 лет назад, 24 апреля 1980 года, состоялась одна из самых неудачных операций американского спецназа за всю его историю. Попытка освобождения американских заложников, захваченных в Тегеране исламскими радикалами, которых открыто поддерживало "революционное" правительство Ирана, закончилась полным провалом.

Эта история началась 4 ноября 1979 года, когда толпа исламистов захватила американское посольство и всех, кто в нем находились, требуя выдать им бывшего шаха Ирана, получившего политическое убежище в США, принести Ирану официальные извинения за "вмешательство в его внутренние дела", а также — передать новым иранским властям все денежные средства шаха и членов его семьи, хранившиеся на счетах в американских банках. Разумеется, президент США Джимми Картер ответил отказом, одновременно дав секретное указание начать готовить спасательную операцию.

Составленный в Пентагоне план, получивший кодовое наименование "Орлиный коготь", выглядел авантюрой на грани безумия, но ничего лучше американцы придумать не смогли. План состоял в том, что 93 спецназовца из группы "Дельта" и 13 рейнджеров должны были прилететь на транспортных вертолетах "Си Стэллион" с авианосца "Нимитц" на заброшенный аэродром в иранской пустыне. Там им предстояло дозаправиться от четырехмоторных самолетов-топливозаправщиков ЕС-130 "Геркулес" и перелететь на другую площадку, расположенную в 80 километрах от Тегерана.

Далее спецназовцы доезжали до города на иранских грузовиках и автобусах, которые должны были предоставить в их распоряжение заранее заброшенные в страну агенты ЦРУ. В центре Тегерана они захватывали посольство, перебив охранявших его "стражей исламской революции".

Затем освобожденных заложников надо было на тех же грузовиках и автобусах доставить на городской стадион Амджади, где приземлялись вертолеты и отвозили их на военную авиабазу Манзария, которую тоже предстояло захватить. Там садился тяжелый транспортник С-141, забирал заложников и спецназовцев и отвозил их в Египет.

Тем временем вторая группа спецназовцев для отвлечения внимания атаковала министерство иностранных дел Ирана, а третья — захватывала и отключала центральную электростанцию. Потом они эвакуировались из города на вертолетах и улетали из Манзарии на другом С-141.

На мой взгляд, этот план выглядит как полный бред, тем более что для его выполнения было выделено всего-навсего 106 военнослужащих, не считая экипажей вертолетов и транспортных самолетов, а в Тегеране и на авиабазе Манзария находились десятки тысяч хорошо вооруженных солдат, полицейских и фанатичных "гвардейцев революции".

Такую же оценку плану дал тогдашний госсекретарь США Сайрус Вэнс, который наотрез отказался его визировать и подал в отставку. Но военные, поддержанные президентом, почему-то верили в успех, очевидно, надеясь на эффект внезапности и вызванную им панику. Однако чуда не произошло.

С первых же минут американцев преследовали неудачи. Одному из "Си Стэллионов" почти сразу пришлось совершить вынужденную посадку из-за поломки. Вертолет был брошен, а его экипаж приняла на борт другая машина. Когда группа достигла первой намеченной площадки в пустыне, оказалось, что над ней бушует песчаная буря.

Вертолетам и транспортникам кое-как удалось приземлиться, но тут американцев ожидал новый сюрприз: по проходившему рядом шоссе, о котором разведка сообщала, что оно давно заброшено и не используется, ехал бензовоз. Чтобы не допустить утечки информации, спецназовцы решили его расстрелять, но от пуль бензин вспыхнул, образовав гигантский костер с клубами черного дыма, видными за десятки километров.

К тому же, одному из двух водителей, сидевших в кабине, удалось скрыться. Следовало ожидать, что он, добравшись до ближайшего населенного пункта, поднимет тревогу и никакой внезапности уже не будет. Тем не менее, американцы решили продолжить операцию и, дождавшись ослабления бури, приступили к дозаправке вертолетов. Чтобы хватило длины шлангов, винтокрылым машинам приходилось подлетать почти вплотную к топливозаправщикам и садиться рядом с ними.

Одному из пилотов это не удалось. Не расчитав посадочную траекторию, он врезался в "Геркулес", отчего обе машины мгновенно охватило пламя, а их экипажи сгорели заживо. Это стало последней каплей, после которой командир "Дельта Форс" полковник Чарльз Беквит приказал немедленно эвакуироваться, приняв единственное разумное решение с момента начала планирования операции "Орлиный коготь". Однако для Беквита оно означало конец карьеры. Вскоре 42-летнего полковника уволили в отставку, несмотря на прежние заслуги.

Бросив пять вертолетов с пустыми баками и тела восьми погибших летчиков, спецназовцы на двух уцелевших топливозаправщиках спешно улетели в Египет. Таким образом, операция закончилась эпическим крахом еще первом этапе, до попытки прорваться в Тегеран. Очевидно, что для американцев это было даже хорошо, так как позволило избежать гораздо более крупной катастрофы и обойтись относительно малой кровью.

Но в политико-пропагандистском плане "Орлиный коготь" нанес колоссальный удар по престижу США и лично президента Картера. Фотографии брошенной и сгоревшей американской авиатехники, нередко сопровождаемые язвительными комментариями, обошли все мировые СМИ. Несомненно, это стало одной из главных причин, по котрым Картер через несколько месяцев лишился своего поста, а в Белом доме поселился Рональд Рейган.

А история с заложниками продолжалась до 20 января следующего года, когда иранцы согласились их отпустить в обмен на огромный выкуп в восемь миллиардов долларов. Бывший шах к тому времени уже умер, поэтому требование о его выдаче отпало само собой.

Обломанный коготь
Сотрудники и охранники американского посольства в Тегеране, захваченные в заложники "стражами исламской революции".

Обломанный коготь
Вертолеты "Си Стэллион", которым предстояло участвовать в операции "Орлиный коготь" на палубе авианосца "Нимиц" в Персидском заливе.
Далее — иранские фото с последствиями этой операции.

Обломанный коготь 83456054_2574631932605858_4551234305835170823_n.jpg

Обломанный коготь

Обломанный коготь

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все на самом-то деле могло произойти и в другое время года, однако весна - как никакое другое - самое подходящее для перемен. Желательно радикальных, иначе будет скучно и неинтересно. Итак, природа оживает, соки бегут к травке и деревьям, дует свежий ветерок, неся с собой запах дальних ...
Вот такой, друзья, сегодня был закат. Маяк видите? Горит. Ругала я местное небо, ругала, оно, видать, прониклось, и решило исправиться. Посмотреть на ...
Но с целью поддержания интриги оно спрятано внутри текста. Эпиграф. "Нет ничего более оптимистичного и жизнеутверждающего, чем состояние депрессии. Можно быть точно уверенной, что потом станет лучше. Вопрос только, когда." Ну, не совсем эпиграф. Это я, чтобы не забыть. Я попытаюсь ...
Только мне неудобно в кроксах или кто-нибудь ещё не может их носить? Может быть, я их неправильно выбирала? Я не купила: даже в магазине по гладкому полу не смогла в них ходить. Но почему это так и почему толпа счастливчиков, включая детей самого ...
Мне очень нравится, как получаются свиные голяшки, если их готовить в несколько приемов, используя разные методы - копчение, тушение и обжаривание. Сначала я в сухую засаливаю голяшки в течении двух-трех дней вместе с толчеными специями: корицей, бадьяном и гвоздикой (специи перечислены в ...