Обычный сюжет

топ 100 блогов el_murid11.11.2019 Конец эпохи Эво Моралеса, судя по всему, знаменует качественный переход Боливии в новую фазу развития и конец прежней фазы архаичного индейского социализма.

Вообще, когда наши леваки заламывают руки про "цветную революцию" и проамериканских реакционеров, они, как обычно, просто слабо знакомы с предметом обсуждения. Рыбки гуппи с минутной памятью - всё, как всегда.

Парадокс Боливии в том, что все без исключения ее предыдущие власти были именно левыми. Разной степени левизны и с весьма разной спецификой. Реальный фашизм в Боливии был только один раз - в начале 70 годов. Но даже он был откровенно с левым уклоном, и, кстати, именно при боливийских фашистах экономика Боливии совершила резкий рывок, были созданы новые отрасли, рост достигал 5-7% в год. Естественно, за счет тотального отказа от социальных расходов, но касалась эта практика в основном коренного населения - индейцев. Социальные гарантии белому меньшинству при фашистах были весьма впечатляющими.

В тридцатые годы левые Боливии восторгались одновременно и Советской Россией и Гитлером, внедряя у себя практики тех и других - в общем, эклектика социализма в боливийском исполнении зашкаливала всегда.

В конце 20 века стал набирать силу индейский социализм - поначалу он был воспламенён идеями перуанской "Сендеро Луминосо" - откровенно людоедского движения леваков-индейцев со сложной постмаоистской риторикой и практиками, весьма близкими к Пол Поту и Иенг Сари из Кампучии, которых "Сендеро" считала своими ближайшими соратниками. "Луминоса" провозглашала тотальный геноцид неиндейского населения и была большой головной болью для перуанских властей. В Боливии это движение приобрело чуть менее зверский характер, хотя точечные эксцессы были не редкость, а на рубеже 80-90 годов в Боливии действовала даже партизанская армия имени Тупака Калари, идейно близкая к "Сияющему пути - Сендеро Луминосо".

Эво Моралес - представитель именно индейского социализма, ориентированного в глубокое индейское прошлое. В славные времена Инкской империи. Чем-то Моралес близок по духу к ваххабитам, которые тоже выступают за возрат к благостным временам праведных предков - современников Пророка. Когда трава была зеленее, девки толще и вообще вокруг было благорастворение в воздусях. Индейские ваххабиты шли к власти долго и упорно. Для Латинской Америки власть индейцев - нонсенс, так как коренные народы очень специфически воспринимают саму концепцию государственного управления, а потому социальные лифты работают для коренных народов крайне избирательно и весьма точечно. Однако именно в Боливии индейцы смогли воспользоваться кризисом и последующим крахом традиционной политической элиты начала нулевых годов 21 века, и движение Моралеса МАС, вообще-то говоря, левым было только по названию, а генезис его можно проследить от осколков профашистской Фаланги, индихенистских (политических индейских) полутеррористических группировок, союзных "Сендеро Луминосо" и представлявших остатки партизанской армии имени Тупака Калари, профсоюзов кокальерос (производителей коки). МАС организационно продолжил созданную Моралесом "Ассамблею суверенитета народов" - сетевую полутеррористическую индейскую группировку, исповедующую принцип непререкаемого повиновения своему каудильо - именно Моралесу.

В общем, Моралес - это не какой-то индейский дикарь с гор, а вполне зрелый политик, сознательно занимавший именно маргинальную позицию по отношению к правящему в Боливии классу. Он ждал своего часа - и дождался, когда творец "боливийского чуда" Лосада не сумел повторить свой успех середины 90 годов и не вытащил Боливию из очередного кризиса, который носил в 2003-205 годах название "газовые войны".

Практика пришедшей к власти МАС, тем не менее, была вполне левой - Моралес быстро национализировал все доходные экспортоориентированные отрасли промышленности (в первую очередь нефть и газ, причем нефти в Боливии кот наплакал, а вот газа более чем прилично - он даже экспортируется в Аргентину и Бразилию). Массированные социальные программы, направленные в первую очередь на индейское население, с одной стороны, стимулировали потребительскую активность и запустили внутренний рынок (хотя Боливия была и остается самой нищей страной Латинской Америки - хуже нее выглядит только Гаити, находящаяся в перманентной катастрофе. Даже сегодняшняя Венесуэла имеет лучшие показатели экономики, чем Боливия.) Тем не менее в относительных цифрах боливийская экономика выглядит очень неплохо - рост под 5% - самый высокий в Латинской Америке. Но понятно, откуда эти показатели - "эффект низкой базы". С другой стороны - потребительский бум стимулировал чахлую, но тем не менее существующую внутреннюю производящую промышленность - в первую очередь, аграрный сектор.

Несмотря на левую риторику, Моралес весьма неплохо балансировал левые практики с принципами либерализма, чем, кстати, заслужил вполне либеральную премию "CNN-деньги", которой награждают приверженцев именно либеральных ценностей.

Перечень достижений и умелых действий Моралеса можно было бы продолжать довольно долго - это весьма нетривиальный политик и вполне умелый аппаратчик. Но специфика архаичных форм организации социума (а Моралес придерживался именно архаичной концепции устройства социума) идет вразрез с идеями развития.

Моралес смог накормить народ Боливии, уменьшив вдвое число нищих и бедных людей в стране. Но делать их зажиточными он не спешил. Проблема в том, что зажиточное население - это новая ступень развития социума. Когда люди перестают быть голодными, они начинают хотеть свободы. Они начинают хотеть странного. А вот этого архаичный социализм Моралеса принципиально обеспечить им не мог.

Моралес управлял Боливией как своей "Ассамблеей суверенитета народов", где была полная демократия, но при жестком условии безоговорочного подчинения единственному лидеру - самому Моралесу. Иного индейская психика не могла принять. Именно поэтому перед Моралесом никогда не стояла проблема воспитания и продвижения преемника - принцип единственного и неповторимого вождя племени исключает институт преемничества. Отсюда и третий срок Моралеса, здесь же и причины четвертой попытки возглавить страну.

Однако индейский социализм перестал устраивать даже индейцев - неплохие социальные программы Моралеса, вытавщившие немалую часть хронически нищего индейского населения из кромешной нищеты, создали пусть и плохонький, но вполне многочисленный индейский средний класс. С совершенно иными интересами, выходящими за рамки той архаики, которую строил Моралес. Плюс белое меньшинство креолов как было несогласно с приходом во власть индейца, так и не воспринимало Моралеса в качестве легитимного президента. Законного - да, но отнюдь не легитимного.

Российский МИД и наши леваки привычно взвыли сегодня про "цветной переворот" и кровавую руку госдепа. МИД - понятно, российский режим отрабатывает охранительскую стратегию тотальной мертвечинной стабильности (Вы что, хотите как на Украине (Париже, Боливии, Чили - нужное подчеркнуть)?). Российские же леваки (точнее, считающие себя по недоразумению левыми) в массе своей просто глупы, тупы и невежественны, а потому обращать внимание на их вопли - не уважать себя. В Боливии произошел вполне классический сюжет, когда намертво застывший в своем развитии руководитель становится тормозом для своих собственных успехов. Таким был Каддафи, первые лет пятнадцать двигавший Ливию в развитии, а вот остальные четверть века занимавшийся только тем, что цеплялся за власть любой ценой. Та же история повторилась и в Боливии: Моралес был неплохим и даже прогрессивным лидером - первое время. Однако он же себя и похоронил - тем, что перестал соответствовать своим собственным достижениям. Пришло время уходить. Технически он мог повторить успех Каддафи и даже попытаться противостоять неизбежному. Но в конце его наверняка ожидало бы очередное "вау!" при просмотре его славной кончины. Будучи весьма неглупым человеком, он решил эту часть обязательной программы просто не откатывать.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Заголовок - дань ностальгии по советскому детству, где большинство граждан СССР впервые узнало о Баальбеке из фильма Эриха Дэникена "Воспоминания о будущем", с триумфом демонстрировавшегося в кинотеатрах СССР. Утверждалось, что Баальбек - платформа для космических кораблей загадочных ...
Стефан Качала. Лидер народовцев в Галичине второй половины XIX века называет восточных славян «все русские» (ruski ogół): В 1858 году в Москве основан комитет с целью помощи славянам. Позднее основаны комитеты в Петербурге и Киеве. Направлением комитетов была объявлена забота о славянской ...
Что-то мы вдруг вспомнили далекое детство, когда я проводила лето у бабушки, и по ТВ гоняли сериал про цыгана. Помните такой? К бабушке приходили тетеньки из соседних огородов, и садились переживать за этот сериал. А мы с сестренкой и дочерьми этих тетенек сидели на лестнице, свесив ноги ...
http://lenta.ru/news/2010/09/05/sentence/43-летнюю жительницу Ирана Сакинэ Аштиани (Sakineh Ashtiani), которой грозит смертная казнь, суд дополнительно приговорил к публичной порке, сообщает CNN со ссылкой на международные правозащитные организации. По данным ...
ОЖИДАНИЕ... ... и РЕАЛЬНОСТЬ ...