Обычные линкоры

топ 100 блогов naval_manual16.05.2020

Все, кроме "Бисмарка".

Тут вот на ВИФе вспомнили - немного не дождавшись годовщины - знаменитый поход "Бисмарка". Я по такому случаю вспомнил статью Тимоти Муллигана Ship-of-the-Line or Atlantic Raider? Battleship Bismarck Between Design Limitations and Naval Strategy.  Статья очень хорошая, на мой взгляд - вполне достойная того, чтобы назвать её одним из образцов жанра "история проектирования". Помимо подробного описания предвоенных дебатов о роли линейных кораблей Кригсмарине, этот текст содержит много интересных междометий - вроде упоминания о том, что "карманные линкоры", помимо прочего, рассматривались как корабли для охранения конвоев в Северном море (об этом недавно в комментариях говорил ув. Обычные линкоры kostyuhin, я только сейчас обратил внимание на эту важную деталь у Муллигана).

Суть описанной в статье дискуссии о роли немецких линейных кораблей - не только "Бисмарка", но и "Шарнхоста" с "Гнейзенау" - сводилась к вопросу о том, стоит ли немцам создать полноценный линейный флот в Северном море, или же использовать линкоры на вражеских коммуникациях. Среди описанных вариантов особенно интересной, лично мне, показалась идея о создании линейного флота в Северном море и одновременном активном использовании "карманных линкоров" на коммуникациях. Интересной по двум причинам. Во-первых, эта идея соответствует взгляду Мэхэна на правильную крейсерскую войну (о прямом влиянии Мэхэна в статье ничего не говорится - возможно, его и не было). Во-вторых - потому, что именно так немцы использовали "Шарнхорст" и "Гнейзенау" в начале войны. Несмотря на то, что в предвоенных дискуссиях вроде как победила рейдерская идеология Редера.

Последнее наблюдение можно развить в более общее, относительно роли немецких линкоров в частности - и линкоров воообще. Хотя за "Бисмарком" и Ко закрепилась слава "сверхрейдеров", борьба на океанских коммуникациях в их активной карьере заняла совсем немного времени - с февраля по май 1941 г. В остальное время - и на большем протяжении своей службы - они использовались как "обычные" линкоры. Как средство обеспечения локального господства на море, или оспаривания оного.

В этот контекст попадают уже упомянутые действия "Шарнхорста" и "Гнейзенау" в начале войны, и использование этих кораблей во время Норвежской кампании (сначала - для обеспечения десанта, потом - для удара по отходящему противнику). В этот контекст попадает и первая боевая миссия "Тирпица" на Балтике в 1941 г. Более того - сюда же попадают и использование немецких линкоров в Норвегии в 1942-1943 гг. Во-первых, сам Гитлер считал, что главной миссией "Тирпица" является противодействие потенциальному десанту в Норвегии. Во-вторых, действия - и бездействия - немецких линкоров были не "рейдерскими" операциями, а полноценной борьбой за господство в Арктических водах, в которой соотношение линейных сил становилось одним из ключевых факторов.

В конечном итоге немцам удалось завоевать локальное господство на море в феврале 1943 г., когда "Шарнхорст" присоединился к "Тирпицу". Этот факт зачастую остаётся в тени - возможно, мысль о том, что немцы завоевали господство на море на столь поздней стадии конфликта, когда в деле были уже США, кажется слишком контринтуитивной. Тем не менее, это так - после прибытия в Норвегию "Шарнхорста" и появления в Арктике маленького "линейного флота" британцы отказались от проводки арктических конвоев. Это был один из самых серьёзных успехов немцев в морской войне - хотя о масштабе его можно спорить, поскольку летом и осенью 1943 г. проводке арктических конвоев в любом случае помешали бы десантные операции в Средиземном море.

Таким образом, немцы не протяжении большей части войны использовали свои линкоры практически "как все" - и точно как их партнёры по Оси. Действия в Арктике были очень похожи на использование итальянского линейного флота против Мальтийских конвоев. Операция "Джуно" отчасти была похожа на действия японскиз линкоров во время сражения в заливе Лейте (забавно, что в обоих эпизодах дело дошло до стрельбы линкоров по авианосцам). Немецкий линкор мало чем отличался от других линкоров, он так же обычно был инструментом - важным, и даже обязательным - чистой борьбы за господство на море. "Бисмарк" стал в этом ряду исключением - единственным немецким линкором, которому в такой борьбе поучаствовать не удалось.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я дома уже два дня. Отмылась, отчистилась, осталось отоспаться.)) В поездке наступило подобие режима: стала рано ложиться и рано вставать. Мой лозунг - встретить хотя бы один летний рассвет. И вот в течение двух недель я вставала в 4, 5, 6 утра. Причем 6 - было самым поздним временем. Так ...
Вчера генеральный секретарь НАТО Столтенберг в очередной раз медленно и терпеливо объяснил, что Украина не входит в зону ответственности Альянса и никто никогда никаких гарантий Украине давать не собирался. С другой стороны - поставлять всякие полезные штуки и подбадривать возгласами: " ...
Принц Матин и принцесса Аниша впервые появились публично как пара за пределами Брунея. Королевская пара в воскресенье 28 января присутствовала на свадьбе своего друга, тайского миллиардера Айяватта Шривадданапрабхи. Состояние Айяватта - $3.5B Жених — сын покойного основателя ведущего в ...
Недавно приятельница, длительное время находящаяся в статусе «совершенно свободна» решила грешным делом заглянуть в Тиндер. Каково же было ее изумление, когда среди незнакомых лиц она встретила одноклассника, кокетливо помолодевшего лет на 10. Приятельница удивленно взирала на ...
ВСУ начали планомерно отжимать ВСН, шмаляя из всего асортамента. То есть Украина показала Москве fuck и в воздухе повис явственный вопрос " ну, что ты теперь будешь делать? ". Причем это вопрос, на который надо отвечать достаточно быстро... По этому поводу мрачно прозвучал крик души ...