Обычные линкоры
naval_manual — 16.05.2020Все, кроме "Бисмарка".
Тут вот на ВИФе вспомнили - немного не дождавшись годовщины - знаменитый поход "Бисмарка". Я по такому случаю вспомнил статью Тимоти Муллигана Ship-of-the-Line or Atlantic Raider? Battleship Bismarck Between Design Limitations and Naval Strategy. Статья очень хорошая, на мой взгляд - вполне достойная того, чтобы назвать её одним из образцов жанра "история проектирования". Помимо подробного описания предвоенных дебатов о роли линейных кораблей Кригсмарине, этот текст содержит много интересных междометий - вроде упоминания о том, что "карманные линкоры", помимо прочего, рассматривались как корабли для охранения конвоев в Северном море (об этом недавно в комментариях говорил ув. kostyuhin, я только сейчас обратил внимание на эту важную деталь у Муллигана).Суть описанной в статье дискуссии о роли немецких линейных
кораблей - не только "Бисмарка", но и "Шарнхоста" с "Гнейзенау" -
сводилась к вопросу о том, стоит ли немцам создать полноценный
линейный флот в Северном море, или же использовать линкоры на
вражеских коммуникациях. Среди описанных вариантов особенно
интересной, лично мне, показалась идея о создании линейного флота в
Северном море и одновременном активном использовании "карманных
линкоров" на коммуникациях. Интересной по двум причинам. Во-первых,
эта идея соответствует взгляду Мэхэна на правильную крейсерскую войну
(о прямом влиянии Мэхэна в статье ничего не говорится - возможно,
его и не было). Во-вторых - потому, что именно так немцы
использовали "Шарнхорст" и "Гнейзенау" в начале войны. Несмотря на
то, что в предвоенных дискуссиях вроде как победила рейдерская
идеология Редера.
Последнее наблюдение можно развить в более общее, относительно роли
немецких линкоров в частности - и линкоров воообще. Хотя за
"Бисмарком" и Ко закрепилась слава "сверхрейдеров", борьба на
океанских коммуникациях в их активной карьере заняла совсем
немного времени - с февраля по май 1941 г. В остальное время - и на
большем протяжении своей службы - они использовались как "обычные"
линкоры. Как средство обеспечения локального господства на море,
или оспаривания оного.
В этот контекст попадают уже упомянутые действия "Шарнхорста" и
"Гнейзенау" в начале войны, и использование этих кораблей во время
Норвежской кампании (сначала - для обеспечения десанта, потом - для
удара по отходящему противнику). В этот контекст попадает и первая
боевая миссия "Тирпица" на Балтике в 1941 г. Более того - сюда же
попадают и использование немецких линкоров в Норвегии в 1942-1943
гг. Во-первых, сам Гитлер считал, что главной миссией "Тирпица"
является противодействие потенциальному десанту в Норвегии.
Во-вторых, действия - и бездействия - немецких линкоров были не
"рейдерскими" операциями, а полноценной борьбой за господство в
Арктических водах, в которой соотношение линейных сил становилось
одним из ключевых факторов.
В конечном итоге немцам удалось завоевать локальное господство на
море в феврале 1943 г., когда "Шарнхорст" присоединился к
"Тирпицу". Этот факт зачастую остаётся в тени - возможно, мысль о
том, что немцы завоевали господство на море на столь поздней стадии
конфликта, когда в деле были уже США, кажется слишком
контринтуитивной. Тем не менее, это так - после прибытия в Норвегию
"Шарнхорста" и появления в Арктике маленького "линейного флота"
британцы отказались от проводки арктических конвоев. Это был один
из самых серьёзных успехов немцев в морской войне - хотя о масштабе
его можно спорить, поскольку летом и осенью 1943 г. проводке
арктических конвоев в любом случае помешали бы десантные операции в
Средиземном море.
Таким образом, немцы не протяжении большей части войны использовали
свои линкоры практически "как все" - и точно как их партнёры по
Оси. Действия в Арктике были очень похожи на использование
итальянского линейного флота против Мальтийских конвоев. Операция
"Джуно" отчасти была похожа на действия японскиз линкоров во время
сражения в заливе Лейте (забавно, что в обоих эпизодах дело дошло
до стрельбы линкоров по авианосцам). Немецкий линкор мало чем
отличался от других линкоров, он так же обычно был инструментом -
важным, и даже обязательным - чистой борьбы за господство на море.
"Бисмарк" стал в этом ряду исключением - единственным немецким
линкором, которому в такой борьбе поучаствовать не удалось.
|
</> |