Обычен ли обычный человек?
dpmmax — 07.12.2017Я не в том плане, что этот самый человек в силу некоторого внешнего целенаправленного воздействия вдруг взял да и забыковал со страшной силой. Я... впрочем, для начала один эпизод из студенческого архива. Шёл у нас тогда в мединституте цикл по психиатрии. И, чтобы продемонстрировать проявления болезни, один из преподавателей решил продемонстрировать нам беседу, расспрос такого пациента.
Один из вопросов, который был задан на этой беседе, звучал так: "Скажите, пожалуйста - вы считаете себя обычным человеком?" Тот, ничтоже сумняшеся, ответил - нет, конечно. И тут же последовали уточняющие вопросы - а в чём именно эта необычность проявляется? А как? А как часто? А у других такого точно нет? А сейчас вокруг вас обычные люди собрались? Ну да, я доктор, и даже наук, мне по статусу положено. А эти? Как это не люди, а кто тогда? Студенты? Что ж, в целом логично...
Помнится, тогда каждый из нас примерил этот вопрос о необычности на себя и с некоторым трепетом в душе понял, что ведь и к любому из группы у доктора нашлись бы вопросики. Потому сознаться самому себе, как на духу, что он обычный человек, вряд ли кто-то смог бы.
Ну в самом деле: кто из нас, положа руку куда-то слева от грудины, считает себя самым обычным человеком? Что, правда? И в юном возрасте так считали? И в нежном? Позвольте усомниться.
Проявление всеобъемлющего геопупизма (вернее, тотальной геоумбиликальности, ну да ладно) - это для детского возраста скорее правило, чем исключение. Причём как явление оно вполне для этого периода нормально. Ребёнок отстраивает и обустраивает своё собственное "Я", и пусть весь мир подождёт. И вообще, что бы там кто обо мне ни говорил, но для своей бабушки я солнышко, а такой уважаемый человек врать не станет.
Позже, в юности и молодости, обычным человеком себя тоже далеко не всякий считает. У человека впереди вся жизнь, у него куча планов и перспектив, и вот так вот сходу признать их тривиальными - да ладно! Плох тот ёж, который не мечтает стать противотанковым! Опять же, одним приходит пора токовать, а другим - делать так, чтобы токовали именно для них. Ну и где тут место для ординарности? Нет, неплохо бы предпринять хоть какие-то усилия, чтобы на руке появилось украшение с надписью на внутренней стороне - мол, этот редкий дятел был окольцован там-то и тогда-то.
Да даже если отвлечься от пропитанных тестостероном и эстрогенами теорий, всё равно в сухом остатке кристаллизуется всё та же потребность хоть в чём-то быть необычным и уникальным, кроме отпечатков пальцев и неповторимого генетического кода. Это и мотивирует, и подогревает до нужного градуса самооценку. Тотально ли это ощущается эта собственная необычность, в мелочах ли - но чаще она есть, чем нет. Ой, полюбуйтесь, какая во мне изюминка! Ах, глядите, какая я загадочная! А я так вообще феномен - послушайте, как мелодично звенят при ходьбе два фрагмента автопортрета Фаберже! А я такой весь из себя церебросексуал, прячьте ваши мозги! И даже тот, кто в пичку остальным декларирует собственную обыкновенность, тоже порою преподносит её по-особенному: мол, глядите - самый обычный ведь человек, а что творю, что творю...
Потом проходят годы, и нередко оказывается так, что изюминки вдруг отрастили ножки, зашевелили усиками и эволюционировали в церебральную инсектофауну; загадочность окружающие почему-то неверно толкуют, как состояние после падения с Пизанской башни; феноменальность ограничилась исключительно способностью издавать мелодичный перезвон, а настоящим церебросексуалом в семье оказалась твоя вторая половинка. Да и в целом обнаруживается тенденция к тому, чтобы поменьше светить своей необычностью: кто-то в ней разуверился, кто-то обрёл дао, кто-то счёл такую демонстрацию несовместимой с карьерой. Только вот проходит ли оно, это ощущение? Или, может быть, оно просто замещается осознанием уникальности собственного "Я", со всеми его достоинствами и недостатками?
Вы-то сами как - считаете себя обычным человеком?
|
</> |