Обезглавлены разве что либералы
awas1952 — 12.04.2011 Владимир Михайлович Чунихин в статье ""Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин..."" показал: к 1941-му году наша армия была в столь раздрызганном состоянии, что остаётся лишь удивляться, каким чудом она не рассыпалась под ударом лучшей и крупнейшей в мире на тот момент, да ещё и располагающей опытом реальных боевых действий, германской армии. Впрочем, прогрессивная общественность восприняла статью Чунихина не как опровержение ненаучно-фантастической агитаторской творчи Владимира Богдановича Резуна о тайной подготовке советского нападения на Германию, а как очередной камень на могилу Иосифа Виссарионовича Джугашвили: мол, крррррровавый тирррррран Сталин обезглавил армию, и в ней не осталось никого умеющего воевать.Конечно, рассказки о массовом истреблении военных более чем сильно преувеличены. Как известно, с июня 1937-го по июнь 1941-го из рядов Красной Армии убыло менее 37 тысяч (около десятой части наличествовавших к началу этого срока) средних и старших командиров -- то есть в пересчёте на нынешние деньги офицеров, генералов и адмиралов. Из них около 9 тысяч -- в связи с обвинениями или хотя бы подозрениями в измене родине (статья 58 уголовного кодекса РСФСР 1926-го года и эквивалентные статьи уголовных кодексов других союзных республик). Примерно столько же -- по болезни, достижению пенсионного возраста, смерти. Остальные -- за банальные пьянки, гулянки да танцы с мордобоем. Более того, около трети уволенных -- в том числе около половины уволенных в связи с "58-й" -- за эти же 4 года восстановлены в кадрах армии. А на смену увольняемым приходили новые, уже располагающие опытом пребывания на ближайших нижестоящих ступенях служебной лестницы: армейский механизм испокон веков приспособлен к быстрой замене выбывающих бойцов и командиров.
Существенной причиной массовой некомпетентности командного состава к началу войны был столь же массовый перескок через ступени: за те же четыре года вооружённые силы СССР выросли едва ли не впятеро, так что командиров просто не хватало для плавного подъёма.
Но всё это не мешает заклинанию: "армию обезглавили".
Андрей Анатольевич Смирнов в книге "Крах 1941 — репрессии ни при чём! "Обезглавил" ли Сталин Красную Армию?" задался вопросом: в какой степени "чистка военных кадров" ухудшила советские вооружённые силы. И получил однозначный ответ: ни в малейшей. По очень простой и печальной причине: хуже было некуда.
Смирнов рассматривает все ошибки, продемонстрированные за четыре года (июнь 1937 -- май 1941) советскими воинами (от рядового до маршала) на учениях, в локальных стычках, на полномасштабных фронтах. И на основании документов той эпохи показывает: до начала Большого Террора те же ошибки наблюдались в той же, а то и большей, мере. Причём не только в территориальных частях, где большинство училось всего месяц в году, но и в кадровой части армии.
Отчёты о состоянии войск, разборы учений, материалы инспекторских проверок составлялись не для публикации, а для ориентировки самих военных в состоянии собственного дела. Это, впрочем, не мешало изрядно их приукрашивать, чему в книге приведено немало примеров. Но даже в лакированном виде армия 1935-6-го годов выглядит ничуть не лучше, чем в 1938-м, и заметно хуже, чем в 1940-м.
Причин тому много. Некоторые рассмотрены в вышеуказанной статье Чунихина, некоторые ждут объективного исследования. Но после труда Смирнова говорить "армию обезглавили" так же неприлично, как после работ Виктора Николаевича Земскова рассуждать о миллионах расстрелянных и десятках миллионов репрессированных, а после трудов Григория Федотовича Кривошеева рыдать "немцев нашими трупами забросали".
Учите материальную часть!
|
</> |