Об оттепели: Сталин и пустота
ankudinovkirill — 03.02.2024 Сталинисты-антиоттепельщики подобны защитникам Дона Корлеоне: был-де Дон Корлеоне лучше всех своих соперников, всевозможных Барзини и Татаглия (что правда), держал слово (что тоже правда), заботился о простых американских итальянцах (и это правда). Но система, которую Дон Корлеоне выстроил, зиждилась на архаическом итальянском укладе, а пребывала эта система в социокультурном мире, именуемом США. И этот мир вовне - не способствовал сохранению в себе итальянской архаики. Оттого специфические американские итальянцы, будучи частыми персонажами американских детективов 50-х и 60-х годов, почти исчезают из текстов 70-х годов и совсем исчезают из текстов 80-х годов и т. д. Их дети и внуки превратились в обычных американцев с итальянскими корнями, и по порядкам Дона Корлеоне они не тоскуют.Вот и "сталинский проект" был рассчитан на особый кадровый ресурс - на сельскую молодёжь 30-х годов, представлявшую "чистый лист", на котором можно было рисовать что угодно. Традиционную сельскую культуру эта генерация знала слишком хорошо и оттого ненавидела её; традиционную городскую культуру она не знала и не понимала, оттого ненавидела тоже.
На индустриализацию её хватило, на войну хватило... а в послевоенное время...
Во-первых, этот ресурс, долгое время живя в городах, намагнитился традиционной городской культурой. Во-вторых, у него выросло следующее поколение. Нормальное-культурное (ибо прав Дарвин, а не Ламарк: культурная пустота не наследуется; в следующем поколении взрастает обычная-нормальная культура).
Ехидная Ахматова в ответ на новость о том, что в советской партийной среде возрос интерес к дореволюционным русским обычаям, пропела:
И куда ж тебя черти носили?
Мы и дома тебя бы женили.
Соответственно тому Сталин в послевоенное время пытался удержать баланс "природного" и "марксистского". То он устраивал кампанию "против космополитизма и низкопоклонничества" (не столько антисемитскую, сколько анти-ревосстановительскую; ведь дореволюционный русский городской логос был западническим). То с ужасом узревал вокруг себя "чистых технократов" (таких, как Вознесенский, Кузнецов, Родионов и др.) и уничтожал их, осознавая, что путь "чистой технократии" приведёт к отказу от марксизма (так и вышло: кто был внедрителем новой экономической системы в СССР начала 70-х годов? уцелевший "ленинградец" Косыгин; кто был социальным экспериментатором 80-х? ещё один уцелевший - Андропов). "Старой гвардии" Сталин тоже перестал доверять. Есть слухи, что он пытался найти кадровый рычаг в бывших партизанах (таких, как Пантелеймон Пономаренко). Тоже сомнительный ход.
В виду всего этого послесталинская "оттепель" была закономерна. Новая трава проросла на месте старой, вырванной с корнем.
|
</> |