ОБ ОСВЯЩЕНИИ ОРУЖИЯ

топ 100 блогов diak_kuraev26.02.2024

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ

свящ. Иоанн Бурдин:

1 Попытался найти чин освящения хирургических инструментов. Нет такого. И даже разговоров нет о том, чтобы призвать благословение Божие на то, что приносит людям исцеление от болезней и сохраняет жизнь.

И нет какого-либо "чина благословения христиан на исполнение врачебного долга".

В Средние века так и вовсе воинское дело церковью благословлялось, а анатомические исследования считались богохульством. "Костоправов сжигали чаще, чем шарлатанов".

IV Латеранский церковный собор 1215 г. запретил духовенству заниматься хирургией на том основании, что христианской церкви "противно пролитие крови".

Хирурги даже не считались врачами. Придворный врач короля Генриха Восьмого, главный хирург крупнейшей лондонской больницы, автор первого учебника "Анатомия человеческого тела", Томас Викер был членом цеха цирюльников (проще говоря, парикмахеров).

И та же церковь, считавшая хирургию не богоугодным делом, благословляла рыцарей-крестоносцев. "Пролитие крови" военно-монашескими орденами прославлялось, как подвиг.

Меч рыцаря-монаха непременно украшался крестами. Да и сам по себе изготавливался в форме удлиненного креста. Почему и мог при необходимости использоваться как для убийства, так и для молитвы.

Молиться на скальпель, к счастью, никому в голову не приходило. Но даже в 20 веке Луке Войно-Ясенецкому после рукоположения потребовалось отдельное благословение патриарха Тихона на то, чтобы совмещать священническое служение и хирургическую работу.

Хотя казалось бы: какая связь между "грехом Каина, пролившего кровь невинную " и работой хирурга?

2.

В православие практика благословения оружия проникла относительно недавно. Обязаны мы этим Петру Могиле, который включил в свой "Требник" переведенный из римско-католических изданий "Чин благословения воинских оружий".

Забавно, что в латинском источнике речь шла о воинских доспехах, а в православных богослужебных книгах к этому чину было добавлено отдельное замечание, что благословляться должны так же "меч и сабля".

При том, что православное Предание достаточно определенно утверждает, что оружию не место в храме. В актах III Вселенского собора закреплены слова императора Феодосия Младшего (их приводит св. Никодим Милаш в толковании к 69 правилу Трулльского собора):

«Мы, которые всегда нужным числом государственных оруженосцев окружены, и которым не приличествует быть без оруженосцев, когда однако входим в храм Божий, оставляем вне храма оружие и даже снимаем с головы диадему императорского величества…».

Аналогичные правила были закреплены законодательством Российской Империи: военные в любой форме одежды должны были входить в церковь без оружия ("Правила ношения форм одежды офицерами всех родов оружия и гражданскими чинами Военного ведомства").

Если оружию не место в храме, то как возможно освящение? Пусть даже в форме благословения? Как именно должна проявиться благодать Божия, сошедшая после освящения меча, ракеты или автомата?

3.

В житии "апостола Ирландии" преп. Колумбы Ионского (521-597 гг., почитается и в католичестве, и в православии) есть характерный эпизод, связанный с освящением оружия:

«Некий брат по имени Молва [...] приходит к святому, который в то время писал, и говорит ему:

"Прошу, освяти меч, который я держу в руке".

Тот немного вытянул святую руку с пером и, знаменовав меч, освятил его, будучи обращен лицом в книгу, из которой переписывал.

Когда он произнес вышесказанное, и брат с благословленным мечом ушел, святой спрашивает: "Что за меч я освятил брату?"

Диормитий, его благочестивый служитель, ответил: "Ты освятил кинжал для забоя скота".

Святой же ответил: "Надеюсь, в Господе моем, что меч, который я освятил, не повредит ни человеку, ни скоту".

Это вернейшее слово святого тотчас подтвердилось. Ибо этот брат, покинув монастырскую ограду, пытался заколоть быка три раза сильными ударами, однако не смог даже пронзить его шкуру.

Узнав об этом на своем опыте, монахи жаром огня расплавили кинжал и, разделив его железо, покрыли им все железные монастырские орудия, чтобы впредь никакое из них не могло ранить плоть в силу пребывающего на нем благословения святого».

(Святой Адамнан Ионский «Житие святого Колумбы Ионского» / Никулин М.С., свящ., Афанасьев А.М., свящ..- СПб.: Изд-во СПбДА, 2019, с.174.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда-то попался этот рецепт — приготовила — понравилось. В общем, прижился. Для приготовления нужно - 1 стакан мацони или кефира. У меня был мацони 3-4 средних огурца 1 ...
Станция «Комсомольская» Кольцевой линии. Телевизионная справочная в вестибюле станции, 1968 год (фото: ИТАР-ТАСС) ...
Что  главное в жизни археолога? В детстве , лет десять-пятнадцать назад, я тоже считал, что это - раскопки, находки, заполнение белых пятен в истории... Ага, щас.   Ссыль  на известного  борца с чОрными  сами ищите, кому нада, ну а картинко от коей  Он  в ...
Посвящается olt_z_s . «Легионеры, которых я знал в Дьенбьенфу, походили на тех, с которыми я соседствовал вот уже 8 лет, в Верхнем и Среднем регионе, в дельте. Это было собрание удивительных, храбрых и загадочных людей. Сержант из 2 парашютного ...
... немножко ...