Об одном глупом мифе
appavlenko — 17.06.2021Вчера, 16 июня, была годовщина полета первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. Фрэнды-коллекционеры откликнулись на событие описанием своих коллекций — кто-то монет, кто-то марок.
Есть вот такая советская монета, посвященная полету Терешковой
1 рубль 1983 года
Полет Валентины Терешковой широко использовался советской пропагандой, стал одним из символов покорения космоса, эмансипации женщины и пр. Однако сам полет прошел не так гладко, как принято было писать о нем в СМИ, были проблемы, связанные с состоянием и действиями космонавта. После полета Терешковой «женскую» программу космических полетов свернули и следующей советской женщиной, полетевшей в космос, стала Светлана Савицкая, спустя почти 20 лет. А имя Терешковой осталось в истории как первой женщины — покорительницы космоса. Вполне заслужено.
Вновь имя Валентины Терешковой «вышло на первые полосы» в 2020 году — ее устами была озвучена идея «обнуления» сроков президентства, вызвавшая крайне неоднозначную реакцию. Я сам отношусь к этой идее отрицательно и она стала одним из четырех пунктов, почему я голосовал против внесения поправок в действующую конституцию. Хотя многие из других поправок были вполне логичны, разумны и необходимы. Но не об этом речь.
После выступления Терешковой с идеей «обнуления» на нее обрушился шквал критики со стороны оппозиции. Критики, в целом, заслуженной. Но помимо вполне разумных высказываний звучали откровенные глупости. В том числе были извлечены на поверхность старые мифы, связанные с ее полетом. Один из них:
«В полете Терешкова обгадилась и наложила полный скафандр».
Так и пишут, всячески смакуя подробности. Причем требуется приводить доказательства гражданам, не желающим верить, что это старая байка.
А теперь обратимся к технической стороне момента. Выделю ее специально.
На Терешковой был скафандр СК-2 — модификация первого скафандра СК-1, созданная с учетом женской анатомии. Скафандр имел систему жизнеобеспечения, обеспечивающую нормальные гигиенические условия полета космонавту в течение периода пребывания на орбите до 12 суток (Терешкова всего 3 дня летала). Скафандр позволял справлять естественные физиологические потребности, для чего на СК-1 и СК-2 имелся «малый аппендикс», расположенный в нижней части распаха, через который внутрь скафандра вводился специальный приемник ассенизационной системы. В течение всего полета распах был зашнурован, аппендикс завязан. Проще говоря, скафандр был оснащен калоприемником и мочеприемником, из них отходы жизнедеятельности организма тут же отводились из скафандра по специальным трубкам. Таким образом "наложить полный скафандр" (или хотя бы «пол скафандра» — такое тоже пишут) космонавт Терешкова не могла чисто технически.
Подобная система стоит и на современных скафандрах.
Идея «обнуления», впервые официально озвученная устами Терешковой, мне совсем не нравиться, но травить байки, не имеющие отношения к реальности, ради ее компрометации, считаю крайне глупым занятием. В истории космонавтики она была и есть и будет женщиной-первопроходцем, пусть и неидеально слетавшей.
|
</> |