Старообрядческий киотный крест
appavlenko — 09.06.2021Небольшое отступление от основной тематики моего ЖЖ.
Являясь потомком старообрядцев (скорее всего, именно поморского
согласия), обратил внимание на эту информацию. Вдруг и кого-нибудь
еще заинтересует.
Киотный крест «Распятие Христово с предстоящими» (XIX век).
Данный крест был изготовлен в старообрядческой литейной
мастерской. В среде приверженцев старой веры меднолитые изделия (в
том числе и киотные, не предназначенные для ношения на теле кресты)
нередко заменяли собой традиционные живописные иконы. Они
почитались как прошедшие очищение огнем, «не руками творенные». В
то время, когда официальная церковь указом 1722 года запретила
употреблять в церквях и домах «резные и отливные иконы», у
старообрядцев медное литье переживало новый расцвет, связанный,
прежде всего, с мастерскими в Поморье.
Композиции старообрядческих литых икон стали более подробными по
сравнению с древнерусской медной пластикой. В «Распятие» включен
ряд деталей, характерных для иконописного изображения данной сцены:
в нижней части, помимо главы Адама, изображены башни града
Иерусалима и холмистый пейзаж близ Голгофы. На концах средней
перекладины креста изображены солнце и луна, по нижнему краю
рельефный текст: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое
Воскресение Твое славим».
Поморцы не изображали на крестах ни Господа Саваофа, ни Святого Духа в виде голубя. Вместо них в верхней части «Распятия» помещен образ Спаса Нерукотворного, что вполне соответствовало древнерусской традиции. Техника медного литья позволила усложнить формы напрестольных и киотных крестов за счет присоединения к ним дополнительных пластин. В рассматриваемой композиции на левой пластине – Богоматерь и святая Марфа, на правой – апостол Иоанн Богослов и мученик Лонгин сотник.
Источник текста Музей-заповедник «Зарайский кремль» https://vk.com/id143900787?w=wall-2492129_2923
|
</> |