Об одах патриота Пушкина и не только

топ 100 блогов new_rabochy21.03.2024


Вакханалия бессильной злобы на победу Путина со стороны отечественной смердяковщины и западного врага напомнила нам о старой статье Антона Баумгартена, написанной в 2004 году по сходному случаю в сходной ситуации — Несколько мыслей о патриоте Пушкине. Вот несколько из них.

<...>
Нет, не Пушкин был шовинистом. Ни в одной строке Пушкина вы не найдете выражения ненависти или презрения к другому народу, призыва к национальной вражде или утверждения национального превосходства русских над другими народами. У Пушкина нет и следа того культурного высокомерия и превосходства над "варварскими народами", которыми уже вовсю сочилась мещанская западно-европейская цивилизация его времени и которые так хорошо знакомы нам. Грешили шовинизмом этого рода и поляки, выдававшие и продолжающие выдавать себя за восточный бастион европейской цивилизации и даже за распятую для ее спасения от русских варваров нацию-Христа. Грешил этим и Мицкевич. Но наш Пушкин не замарал своей поэзии низким чувством и мыслью.

Но нет у Пушкина и следа того национального самоуничижения, которым заболела русская и особенно поздняя советская интеллигенция и заразила им народные массы. Он последний русский гений, которому не знакомо то проклятое чувство неполноценности, которое, как чума, поражает образованную часть всех народов, подвергшихся военно-политическому, экономическому и культурному давлению буржуазного Запада. В этом, как и во многих других отношениях, Пушкин принадлежит 18 веку. Для него, как для птенцов гнезда Петрова и деятелей екатерининской эпохи, культурное превосходство Западной Европы не представляет особой проблемы для русского национального самосознания. Они были учениками европейского Просвещения и мыслили в его категориях универсальности человеческой цивилизации и разума. Пусть Европа опередила Россию, потому что там впервые "воссиял Разум". Но мы все его дети и сначала возьмем лучшее из уже достигнутого другими, а потом сделаем свое и еще лучше других. Но помимо этой пуповины, связывающей Пушкина с Просвещением, он проходит школу романтизма, т.е. национализма и историзма, и к 1831 году, выражаясь языком Гегеля, "снимает" антитезу классического и романтического типов сознания в "пушкинском реализме". Это то, чего так и не смогли достичь ни Лермонтов ни Мицкевич и в чем не их вина, наверное, а тех общественных условий, в которые они были поставлены и которые сформировали их. Вот этот пушкинский реализм, поверенный трезвым историческим видением и политическим опытом своего поколения, и позволяет, на мой взгляд, Пушкину достичь необычайной и, без преувеличения, пророческой глубины мысли в своих одах 1831 г.
<...>

Не мог не знать Пушкин и того, что идеологическое обеспечение вторжения опиралось на тему "защиты европейской цивилизации от русского варварства", уже хорошо разработанную польскими пропагандистами, и, в частности, на широкое распространение "Завещания Петра Великого", пресловутой польской фальшивки, созданной в конце 18 века и до сих пор имеющей широкое хождение (и применение) на Западе (своего рода русофобский вариант "Протоколов сионских мудрецов", который вполне возможно и вдохновил их создателей). Накануне вторжения агент Наполеона Шарль Лезюр издал в Париже большим тиражом книгу "О возрастании русского могущества с самого его начала и до XIX столетия". Она должна была подготовить общественное мнение к войне с Россией и мобилизовать европейцев на борьбу с ее попытками достичь "мирового господства". "Завещание", как генеральный план этого русского заговора против человечества, был главной изюминкой книги Лесура.

Наконец, Пушкин верно почувствовал нечто исторически новое в реакции Западной Европы на польские события. Он постоянно подчеркивает, что не политика правительств страшит его, а газетное разжигание страстей западно-европейской "черни". Именно 1830-е гг. становятся кульминацией начального периода массовой русофобии в общественном мнении Запада (имеется в виду, конечно, образованная часть общества). Джон Глизон, в своей известной книге "Происхождение русофобии в Великобритании" (1950), приходит к выводу об удивительном контрасте между изменчивостью и разнообразием русско-британских дипломатических отношений в 19 веке, с одной стороны, и монотонным характером британского общественного мнения о России. Ему приходится даже извиняться перед читателями за то, что он мог продемонстрировать главный тезис своей книги, только показав, что как бы различны ни были по своим политическим и общественным пристрастиям органы британского общественного мнения, они переставали отличаться друг от друга, как только речь заходила о России. Глизон делает и правильный вывод, что создание и поддержание общественной "фобии", или предельной враждебности к другой нации, которая по отношению к России достигается в Британии к 1840 г., дает правящему классу преимущество возможности быстрого перехода от состояния мира к войне.

Оды 1831 года могут быть правильно поняты только в контексте длительных исторических циклов мировой политики, как она представлялась Пушкину, который был страстным хомо политикус. Конечно, поэт ошибался в своей оценке польского восстания как способного привести в тот момент к общеевропейской войне. Ведь раздел Польши между Россией, Пруссией и Австрией твердо считался основой "баланса сил" и "мира" в Центральной Европе. Но ошибался он искренне и одно время подумывал записаться в действующую армию вместо женитьбы. Интересно, что и Николай Павлович был абсолютно уверен, что в Польше тогда "решалась судьба России". В действительности, ни одно из правительств крупных европейских стран не было готово и не желало войны с Россией в тот момент, хотя в Англии и Франции они исподволь поощряли антироссийскую пропаганду, принявшую в какой-то момент феноменальные размеры, далеко превосходящие хорошо памятную нам антироссийскую кампанию осени-зимы 1999 года.
<...>


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Что бы мне почитать? Посоветуйте что-нибудь интересное, но только с одним условием - чтобы книга была в сети, ибо купить сейчас ничего не могу, а читать хочется. Заранее ...
Как городская жительница, я редко попадаю туда, где нет ничего, кроме фруктовых садов. Первое, что поражает, когда заходишь на территорию - воздух. Такое ощущение, что вместо него духи с фруктово-медовым ароматом - не надышишься! Второе - сама атмосфера. Для меня это рай: цветущие ...
Замечательное место - аэропорт. Там всегда происходит что-нибудь интересненькое. Вот iskander288 только что подсмотрел и подслушал забавное перед вылетом из Борисполя: ... объявлено, чтобы к информации подошел гражданин Бабаян, утерявший свои ...
..они ПОГОЛОВНО заражены коронавирусом. В городе Суйфэньхэ (Suifenhe) 40 новых случаев - и все 40 - граждане, только что вернувшиеся из России. Власти отреагировали установлением локдауна Уханьского образца - когда покидать дом может только один человек из семьи и лишь 1 раз каждые ...
Рассказывает знакомая. Поехала она туристкой куда-то в район Осташкова на природу. Хорошо, безлюдно, ляпота... Убрела подальше от группы, решила искупаться. Ну, и потому как вокруг никого – разделась голышом, одежку спрятала под кусты – мало ли все же? Искупалась всласть, вылезла, ...