Об "Иконостасе" Флоренского
danuvius — 25.12.2023 Я работал над изданием этого труда о. Павла (вышло много позже готовности, только в 1994) вместо того, чтобы учиться классической филологии в МГУ ;( Я перепечатал лично на печатной машинке раз 7-8 этот текст, многажды сверял и переделывал его (даже за свой счет) с типографскими гранками и версткой и Бог весть, сколько сил я вложил в это издание. Например, тогда не было TLG, и чтобы определить всего лишь 1 цитату из Климента Александрийского, мне пришлось прочитать все "Строматы"! До сих пор семья Флоренских считает это издание лучшим и образцовым из всех публикаций о. Павла, а я отношусь к этой книге как своему подлинному диплому МГУ (формальным был комментированный перевод первых двух гомилий Оригена на книгу Бытия).Тогда, по молодости, я не рискнул, да еще и не мог бы, сформулировать свое отношение к этому опусу Флоренского. Сегодня я уже готов сказать, что это -- самое гениальное и в то же время самое омерзительное сочинение, касающееся иконописи.
Только в первом моем издании "Иконостаса" опубликован самый первый абрис труда -- под названием "Платонизм и иконопись". И уже здесь, в самом только заголовке, Флоренский гениально определяет всю суть "православного иконопочитания". Уже в итоговой версии он начинает (формально, но следуя своей внутренней логике) от Фрейда и эзотериков, затем переходит (мельком) к Пс.-Дионисию Ареопагиту, потом развивает свою теорию особого значения всех материальных компонентов иконописи (краски, доска и проч.), что вызвало в наши дни справедливое негодование Горбуновой-Ломакс.
Суть прозрений (предвосхитивших гипотезы современных искусствоведов) Флоренского в том, что и в самом деле корни "православного иконопочитания" -- в платонизме, фаюмском портрете и египетской мумии, иначе говоря -- в язычестве. Флоренский, погрязший по самое не могу в православном неоязычестве, точно почувствовал, гениальной интуицией, истинные корни "иконопочитания". И здесь он -- alter ego протестантов, меняя знак минуса на плюс.
Сейчас готовится русский перевод сохранившихся фрагментов самого ярого раннего иконоборца -- свт. Епифания Кипрского (привет защитникам "консенсус патрум"!). Я думаю воспользоваться этим поводом и в ближайшем будущем изложить вкратце свои мысли о 7 ВС, православном "богословии иконы" и связанных с этим вопросами, благо что у меня было более 30 лет для раздумий как у патролога и как у издателя трудов Флоренского и Тарабукина.
P. S. С Рождеством Христовым! Христиане всех конфессий отмечают сегодня этот праздник, за исключением лишь, если не ошибаюсь, 4 "православных" (в абсолютном меньшинстве среди даже "православных") Церквей ;) Суть праздника была связана с попыткой заместить языческие Сатурналии, связанные с зимним солнцестоянием, на христианский вариант. Худо это или хорошо (и как связано с "датировкой" Благовещения и т.п.) -- отдельный разговор, но у старостильников теряется здесь вообще всякий смысл, что бы ни говорил великий Болотов...
|
</> |