Об атеизме, совершенстве и целеполагании
holmogor — 31.05.2012 http://www.pravmir.ru/ateist-dokinz-disput-wiliams/ - спор атеиста Докинза с архиепископом англикан Роуэном Уильямсом.Аргументация Докинза какая-то совсем беспомощная если честно.
На самом деле главный вопрос на который атеистический эволюционизм не может дать ответ - и даже не пытается и даже не задается им - это не сам по себе вопрос появления человеческого сознания.
Главный вопрос на который невозможно ответить без введения телеологических и квазитеологических "сверхнеобходимых сущностей" - этот вопрос как в процессе эволюции могло возникнуть существо которое считает себя _хуже_ чем могло бы быть и, будучи по факту вершиной эволюционного ряда, тем не менее оценивает себя крайне невысоко и имеет ясное и развитое представление о более совершенном способе существования и более совершенной жизни.
Нетелеологический эволюционизм (а телеологический эволюционизм уничтожает сам себя как альтернативу религиозному взгляду на мир) должен исходить из того, что некое совершенствование организмов получается _случайно_ выталкивая некоторые существа на новый уровень приспособляемости. Это значит что в каждый момент эволюции этот уровень существ является максимальным совершенством. Просто потому, что ничего более совершенного нет и быть не может.
Если мы появились в результате эволюции, то мы на сегодняшний момент ее вершина, мы боги этого мира.
Если мы ее вершина, если мы боги этого мира, то чем мы, собственно, недовольны?
Трилобиты не мечтали о рыбах.
Динозавры не страдали от того, что они не сумчатые.
Обезьяны не стремились стать человеком.
Человек, на всю глубину на которую мы о нем реально и минимально фактологично что-то знаем, считает себя более несовешенным существом по сравнению с неким идеалом, причем достаточно часто - и в языческих и в неязыческих учениях это несовершенство связывется с гипотезой, что когда-то человек был более совершенен, а сейчас он "испортился".
Для существа находящегося на вершине такая идея абсурдна, ей неоткуда взяться в его опыте, поскольку в его опыте он не сталкивался ни с чем более совершенным, чем он сам.
Отвечать, что повинно человеческое воображение, это petitio principii - откуда в человеческом мозге может появиться идея воображения, то есть представления чего-то более совершенного, чем сам человек?
Человек изобретает опираясь на свой опыт, хотя и не повторяя его. Например он хочет летать как птица. Сперва он пытается приделать себе крылья, но из этого ничего не получается, и в итоге он изобретает аппараты не похожие на птиц и следующие другим принципам при полете. Или он хочет плавать как рыба - и снова делает нечто, что совершенно на рыбу не похоже.
Но вот где тот опыт столкновения с более совершенным (физически и нравственно совершенным), который стимулирует человеческое воображение идти пусть и совершенно по другому направлению?
Можно сказать, что это опыт созерцания природы. Но это будет неверно. Нет никаких показаний (если убрать из человеческого разума изначальные религиозные и околорелигиозные предпосылки) для того, чтобы рассматривать гром, молнию, ветер, воду, солнце как некие более совершенные, одушевленне, разумные существа.
Анимизм - это глупость. В опыте нет никаких предпосылок наделять явления природы душей, если... не иметь заранее намерения наделить их душей.Для Дерсу Узала - огонь, ветер, солнце, тигр - это "люди", но никак не нечто более могущественное и совершенное чем люди.
Опыта соприкосновения с большим совершенством чем человек в "атеистической" картине мира нет и быть не может. Идея совершенства, идея того, что больше и лучше чем человек, прямо противоречит идее эволюции.
Для того, чтобы вести понятие совершенства, неудовлетворенности собой, стремления к идеалу, атеисту придется ввести в свою картину элементы телеологии.
Введение в эволюционную концепцию элементов телеологии - это крах атеизма и его переход к пантеизму, к предположению, что материя разворачивается в пространстве и времени подчиняясь определенной заданной программе у которой есть не только начальная, но и конечная точка и развитие всех форм, видов и существ подчинено стремлению к этой точке целеполагания, а отклонение в движении ("несовершенство" чаще всего трактуемое как "зло") немедленно вызывает тревогу, беспокойство и включает сигналы опасности.
Телеология раскроет атеизм как скрытый пантеизм, каковым он, в сущности, и является.
|
</> |