О загадке Толстого (продолжение 2)
naina555 — 27.07.2020Алданов подвергает сомнению эпиграф " Анны Карениной" " Мне
отмщение , и Аз воздам"( не мсти- бог отомстит за тебя.)
В самом деле, за что отомщены Анна, Каренин, Вронский?
Разве виновата Анна в том, что в шестнадцать лет ее по сговору
выдали замуж и в том, что Каренин был ФИЗИЧЕСКИ противен
ей?
Виновата в том, что не стала скрывать свою связь? Толстой
полностью здесь на стороне своей героини, так как не терпит фальши,
лицемерия и ханжества высшего света.
Виноват ли Каренин в том, что он, этот человек-машина, раздавлен
живой жизнью?
Виноват ли Вронский, после смерти Анны сознательно уйдя на войну и
погибнув, врубившись в турецкое каре?
Нет виноватых- и однако Аз воздам, - пишет Алданов.
Художник и моралист противоборствуют и далее.
Нигде, пожалуй, так не проявляются противоречия Толстого , как в
"Крейцеровой сонате", которую сам Толстой в художественном
отношении не очень ценил, но вряд ли найдется человек, не
прочитавший это повествование в один присест, не отрываясь.
Но сначала это. Из очерка М. Горького" Лев Толстой".
"О женщинах он говорит охотно и много, как французский романист, но
всегда с тою грубостью русского мужика, которая - раньше -
неприятно подавляла меня. Сегодня в Миндальной роще он спросил
Чехова:
- Вы сильно распутничали в юности?
А. П. смятенно ухмыльнулся и, подергивая бородку, сказал что-то
невнятное, а Л. Н., глядя в море, признался:
- Я был неутомимый...
Он произнес это сокрушенно, употребив в конце фразы соленое
мужицкое слово".
И странно нам слышать от неутомимого любовника следующие выводы.
Что секс нужно ограничить только рождением детей.
Слова эти он вкладывает в уста главного героя, рассказчика истории
своего брака и своего преступления - Позднышева.
Позднышев - преступник, убивший, зарезавший из ревности свою
жену.
И гений писателя таков, что Позднышев из преступника, которого ждет
суд, превращается в прокурора, который судит общество и его законы,
превращающие святое - любовь, семью, брак- в мучение для
человека.
Каким же образом это происходит?
Еще в " Анне Карениной" Толстой говорит об " уловлении " мужчин.
Там это касается Кити и Левина. Не сама Кити, а окружающие ее люди
сделали все- и Левин это видел- чтобы помирить, уловить Левина с
Кити.
В " Крейцеровой сонате " эта мысль доведена до апогея.
"Оглядываясь на историю своей женитьбы, Позднышев говорит, что
родители его невесты (не без благосклонного содействия ее самой)
расставили ему «капкан»: «И мое состояние, — говорит он, — и платье
хорошо, и катанье на лодках удалось. Двадцать раз не удавалось, а
тут удалось. Вроде как капкан. Я не смеюсь. Ведь теперь браки так и
устраиваются, как капканы... Скажите какой-нибудь матушке или самой
девушке правду, что она только тем и занята, чтобы ловить жениха.
Боже мой, какая обида! А ведь они все только это и делают, и больше
им делать нечего. И что ведь ужасно: это видеть занятых этим иногда
совершенно молоденьких бедных невинных девушек. И опять если б это
открыто делалось, а то все обман. «Ах, происхождение видов, как
интересно! Ах, Лили очень интересуется живописью! А вы будете на
выставке? Как поучительно! А на тройках, а спектакли, а симфония?
Ах, как замечательно! Моя Лили без ума от музыки. А вы почему не
разделяете эти убеждения? А на лодках!..» А мысль одна: «Возьми,
возьми меня! мою Лили! Нет, меня! Ну, хоть попробуй!..» О,
мерзость! ложь!»
Почему же мужчины " уловляются?"
Половое влечение, как говорили в те годы. Вот именно здесь лежит
причина теперешнего неприятия Толстым секса, в то время как в
молодости он был неутомимый...
«Удивительное дело, — говорит Позднышев, рассказывая историю
своей женитьбы, — какая полная бывает иллюзия того, что красота
есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не
слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, и
ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни
гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и
нравственна».
Думается, что в " Крейцеровой сонате" сыграли свою роль не только
религия Толстого, но и его семейные отношения с женой, которые не
были простыми.
Нельзя, однако, полагать, что Толстой оправдывает своего героя.
Позднышев словно создан для того, чтобы мучить себя и других.
И именно анализируя " Крейцерову сонату ", Алданов приходит к
грустному выводу о том, что гигантски разросшаяся личность Толстого
мешала ему жить с людьми.
Так хорошо он знал самое дно человеческой души, о котором
Алданов говорит так.
"Толстой-догматик учил нас, что «дверь отворяется внутрь».
Толстой-художник показал нам, что делается «внутри». Но, погуляв по
лабиринту души человеческой с таким Вергилием, как автор
«Крейцеровой сонаты», всякий попросится наружу, «nel chiaro
mondo»{108}, в светлый мир "