Гибрид фраера с фюрером
naina555 — 22.07.2020Господин Быков позиционирует себя как писатель.
Но в его книгах, на мой читательский вкус, нет главного. Того ,
о чем писал Л. Н. Толстой. " Не надо писать о том, как лодка
идет на Северный полюс. Надо писать о том, как Петр Петрович
женился на Марье Ивановне". То есть о жизни. О той, которою живет
он сам и которой живут окружающие его люди.
Последний его роман " Орфография" тому доказательство. Он не о
жизни.
Прочла без интереса. Потому что многое узнаваемо и для
меня, уже как филолога, прозрачно. Поскольку о Серебряном
веке знаю не понаслышке.
И многие персонажи типа Корабельникова ( Маяковского)
узнаваемы.
Послереволюционная литературная борьба. Все вроде как в той
жизни.
Но после чтения не покидает вопрос.
Зачем это написано? Ведь писатель пишет зачем - то же.
О Серебряном веке масса прекрасной мемуарной
литературы. Самих непосредственных участников его. Читать эти
мемуары - не просто приобретать знания о литературном процессе того
времени , а испытывать наслаждение от погружения в эпоху.
Эпоха присутствует и в романе Быкова.
Но, кроме нее, есть определенное отношение к ее деятелям. И в
первую очередь к Маяковскому и Горькому.
И это отношение - высокомерно снисходительное, неприятное,
насмешливое, сатирическое.
В общем, выстебал писатель гигантов русской, советской да,
литературы. Игнорируя , забывая то, что у каждого из них в книгах
есть кое-что, чего нет у Быкова. А именно реальная, настоящая, со
всеми ее вывихами, уродствами и идеалами живая жизнь.
Чего, к сожалению, не наблюдается у самого Быкова. Его книги
написаны не на жизненном , а на начитанном им материале.
Что касается лекций. Не моё высказывание, но согласна
полностью.
"Мне уже приходилось как-то здесь писать, что манера подачи
материала в лекциях, да и в литературоведческих книгах Быкова
напоминает анекдот про школьника, который для экзамена по зоологии
выучил только билет про червей. Когда ему достался билет про слона,
он рассказал, что слон - это большое животное на четырёх ногах и с
хоботом, который длинный и похож на червя. А дальше подробно
рассказывал про червей.
Необыкновенно широкая эрудиция и совершенно поверхностные
выводы.
Это относится к большинству его лекций. "
Специально просмотрела урок Быкова о романе " Мастер и
Маргарита".
Нет, что Булгаков отомстил ( в творчестве) всем своим
врагам, это давно известно.
Но чтобы довести мысль до такого абсурда, что он привлек к этому
самого Сталина? Написав "роман для одного читателя", то есть
именно для Сталина. Роман-подсказку, что надо делать, как поступать
со всякого рода шушерой, которой в книге полно .
Это надо иметь такой либеральный мозг, как у
Быкова.
При этом так, между делом, помянув слова самого Булгакова
- перед смертью- " чтобы знали....чтобы знали", да еще и переврав
-" чтобы помнили".
Хотя это главное.
Да, Булгаков был антисоветчиком. Монархистом- не знаю, был ли,
нигде не вижу этой тайной мечты.
Тут даже не в этом дело.
Быков утверждает, что , по мысли Булгакова, власть существует
для того, чтобы давить всякую мелочь, мешающую жить великим
художникам типа него, Булгакова. И фамилии называет реальные
мешающих.
При этом по дороге и писателя Л.Леонова
обгадил заодно, интерпретировав его пьесу " Нашествие"
тоже как подсказку Сталину. И других советских писателей.
Утверждая, что все они, в общем, служили одной цели- сохранить
память о Сталине. А Сталин якобы к ним прислушивался и менял
кое-что в политике. Например, после романа Г. Николаевой " Жатва"
поменял на более мягкое отношение к деревне, наказал
ретивых.
А " Головокружение от успехов" в 1929 -м году кто ему из
писателей подсказал? Что-то он об этом промолчал. Потому что здесь
не получится натянуть литературную сову на глобус.
Ну и тема " обаятельного зла".
Не им придумана. Связь Булгакова с гетевским Фаустом
настолько очевидна, что слушать измышления Быкова
просто скучно.
Понравилась схема трех уровней повествованя и "расклада" героев
по ней.
Это четко, можно взять для себя.
И несколько комментариев к уроку, с которыми я согласна.
; Комментарии к видео
Очень неглубокий анализ. Тенденциозность и игнорирование фактов
- от названия романа до дописывания его Еленой Сергеевной, не
совсем писательницей. Неупоминание ранних редакций. Отсутствие
сравнения булгаковского исходника с изданным в Новом Мире. Сплошное
самолюбование, авторитарность и отсутствие сомнений. Догматизм в
литературоведении печален. Быков не учит детей думать и
анализировать, а вкладывает в головы идеи, зачастую завиральные.
Вот это действительно яд, который не должен проникать в массы. Про
всех очень запанибратски говорит, но за Булгакова особенно обидно.
Зло.
Автор — maxvol777
Интерпретация интересная, но, на мой взгляд, низкоуровневая и
необоснованно политизированная. Смысл романа же, по моему мнению,
более глубок.
Автор — Zigmars
насколько безапелляционна по тону, настолько же и
бездоказательна по аргументации большая часть вышеуслышанного. и
всю дорогу веет какой-то поверхностнейшей политотой, которая
внезапно заканчивается баснями про галлюцинирующих режиссеров и
домыслами о советских актрисах.
Автор — ands0areyou
Убогие рассуждения потомка Берлиоза. Пошлость так и капает с его
неприятной физиономии-именно таких "быковых" не любил Булгаков и
именно такие травили и затравили его.
Автор — Pavel Berzins
И наконец о гражданской позиции господина Быкова.
Это позиция обывателя Зильбертруда. В лучшем случае
графомана-власовца Быкова.
Писателем считать его отказываюсь.
И как читатель, и как гражданин, и как филолог.
|
</> |