О Яго


Помню как поразил меня Боб Хоскинс - Яго в британской экранизации "Отелло" 1981 года. Он затмевал всех и внушал благоговейный ужас (не то что в нашем фильме с Бондарчуком и Скобцевой). Оказалось такой Яго имеет и давнюю традицию и обоснование:
Наум Берковский "Отелло",трагедия Шекспира"
"Яго в такой же степени персонаж большой исторической картины, как Отелло и Дездемона. Яго и Отелло — два лица, две типичности из внутренней истории Ренессанса. Отелло — порождение Венеции, и Яго тоже, — Венеция, Флоренция, итальянский, европейский Ренессанс произвели его и не могут от него отказаться.
В английской критике существует традиция частичной, а иногда и полной защиты Яго. Начало ее восходит, очевидно, к Хэзлитту, замечательному романтическому истолкователю Шекспира. Хэзлитт выделил в Яго великого экспериментатора, режиссера, дерзко распоряжающегося живыми фактами и лицами; «великий любитель трагедий действительной жизни», — говорит о нем Хэзлитт. Блестящие средства, которыми пользуется Яго, его неутомимая изобретательность переносят внимание зрителя на эти средства и отвлекают его от целей, ради которых они применяются. Вслед за Хэзлиттом Маколей в своем известном опыте о Макиавелли писал об уме, искусстве и блеске Яго, о его проницательности, которые не могут не впечатлять зрителей, как бы они ни осуждали этого шекспировского героя. Наиболее резкое развитие апология Яго нашла у Суинберна в книге его о Шекспире. Не постыдно, говорит Суинберн, пасть от такой руки, как рука Яго. Яго дерзок, неукротим, поэтичен. Это новый Прометей, освещенный адским пламенем.
У нас о Яго с некоторым благоволением писал Аполлон Григорьев (Яго — «артист зла»).
Защита Яго предпринималась иногда ради литературного и морального парадокса, но почву у Шекспира она находит. Яго в трагедии наделен, если угодно, вульгарным величием; Шекспир не отнимает у него того, что ему принадлежит. У Яго есть превосходство над недавней моралью и над недавними нравами, и он по заслугам глумится над недавним феодальным раболепием, над боязливыми слугами — хозяйскими ослами, которые тратят свою жизнь ради сухого корма.
Есть доля свободы и исторического движения в гордых тирадах Яго, что он служит самому себе и не хочет знать господ, — эти слова произносились со сцены, еще окруженной старой Европой — с ее вассальными отношениями, с ее обветшавшими идеями «любви и долга» («loveandduty»), столь презренными для Яго.
В Яго, как почти во всех шекспировских злодеях, есть свежесть жизни и морального новаторства; они только что открыли, что можно пользоваться собственным умом для себя же, что можно распорядиться жизнью и миром как личной собственностью. Тут есть своя поэзия освобождения от негодных жизненных форм и поэзия дерзости, с какой отдаются эти люди еще неизведанному в истории опыту. В Яго играет этот новый дух («unevervediabolique», — говорит Тэн), Яго полон бодрости и злорадства от своего открытия. Шекспировские злодеи — мыслители, с афоризмами на ходу, с тенденцией к системе и теории. Яго — философ не по призванию, не по охоте к отвлеченной мысли, а по необходимости. Он поступает индивидуально, без указки традиции
Яго — явление пророческое, в нем предсказаны на триста лет вперед жизненные стили буржуазного общества, целые системы мировоззрения, с Гоббсом, Гельвецием и Бентамом включительно. Существует не только Яго, существует также учение Яго, «ягоизм», как выразился Кольридж («thetrueJagoism!»). Будущие системы права, морали, государства, познания еще не отделились от этого поручика, который, прохаживаясь по улицам ночной Венеции, сочиняет свой житейский план. Что станет впоследствии отвлеченным направлением мысли, книгой, проповедью, памфлетом, то сейчас составляет внутренний быт и обиход этого человека, вырабатывается на случай, никем и ничем не закрепляется, возникает и умирает, как внезапная импровизация".