О WYSIWYG’е
hardsign — 22.04.2023Написав достаточно большой текст, я совершенно разочаровался в т. н. текстовом процессоре. Обидно, что мой пусть и пятилетней давности, но всё же Core i7, с трудом решает ту задачу, которую Дональд Кнут решал на своих далеко не таких мощных машинах.
Интересное занятие – понять, как мы дошли до жизни такой. И попытка разобраться показала, что все шаги, которые к этому привели, были по-своему логичны и практически неизбежны. Таким образом получилась прекрасная иллюстрация к известному афоризму о благих намерениях.
У сотрудников AT&T в далёких 70-х годах уже были gawk, sed, troff и прочие инструменты, позволяющие набирать и редактировать текст, а также готовить его к печати. С появлением персоналок эти инструменты никуда не делись, но перед производителями программного обеспечения стояла задача снизить порог входа, чтобы продать как можно больше копий своей программы и, соответственно, самих компьютеров. Так, собственно, и появилась идея WYSIWIG – what you see is what you get, когда, в отличие от troff или TeX, не надо компилировать текстовый файл, чтобы увидеть, как он будет выглядеть на печати.
Не надо думать, что во всём виноват Microsoft – просто эта компания оказалась наиболее успешной. А так-то попыток создать текстовый процессор было множество. В том числе и силами российский программистов – вспомните хотя бы «Лексикон» или «Слово и дело».
Естественно, для хранения оформления текста надо было как-то расширить текстовый формат. Новые форматы появились, но естественно, они были закрытыми. Во-первых, компьютеры не были ещё достаточно мощными, чтобы хранить текстовые форматы типа XML, поэтому форматы были двоичными – фактически, копией памяти программы. А во-вторых, никто тогда не думал о совместимости, думали больше о прибыли и захвате рынка.
К концу 90-х компьютеры стали достаточно мощными, а стандартизация стала насущной необходимостью. Силы добра собрались и выдумали формат OpenDocument и даже написали альтернативный OpenOffice, который этот формат поддерживал. Тут бы Microsoft’у не сдобровать, но маркетологи компании не даром едят свой хлеб. В качестве асимметричного ответа Microsoft придумал свой формат, основанный на XML. Он открыт и опубликован, каждый желающий может с ним ознакомиться и написать программу, работающую с этим форматом. Но, как всегда, есть нюанс. В отличие от всех остальных программ, Microsoft Office шёл от кода к спецификации, а не наоборот, поэтому связь между спецификацией и реальной программой – почти такая же, как между надписью на сарае и его содержимым.
Шли годы, компьютеры становились всё мощнее и мощнее, но вдруг
оказалось, что для обычного пользователя установить дистрибутив
Office и наладить регулярное резервное копирование своих документов
– непосильная задача, поэтому всё должно быть в облаке. Заодно так
удобнее стричь бабки с лохов перейти с модели лицензии на
модель подписки. С точки зрения производительности онлайн-офис,
написанный в браузерном движке на JavaScript с множеством
фреймворков, был шагом назад: на достаточно мощной машине он
по-прежнему хорош для документов объёмом в несколько десятков
страниц, а больше – уже нет. Впрочем, для большинства современных
пользователей даже пять страниц – это уже «многабукаф», так что всё
в порядке.
Ну и да, OnlyOffice, хоть формально и является полноценным приложением, на самом деле – упакованный браузер с фреймворком Electron. Со всеми прилагающимися удобствами, красотами и... тормозами.
Так что изучение TeX’а неизбежно, как победа коммунизма. А может, заодно и vi, чтобы два раза не вставать...
|
</> |