О войне в Украине

Американский историк, профессор Йельского университета Тимоти Снайдер разместил на своём сайте статью "How to think about war in Ukraine" ("Мысли о войне в Украине"). Нижеприведённое является несколько сокращённым и слегка вольным переводом этой статьи.
Будет ли новое вторжение России в Украину? Неизвестно, но перед нападением России на Украину в 2014 году мой прогноз был правильным вопреки господствующему тогда мнению. Я не знаю, что будет дальше. Я не уверен, что Кремль знает, что будет дальше. Более того, я не уверен, что среди российских элит есть согласие относительно того, что должно произойти дальше.
Вторжение в Украину будет ужасом для украинцев, которые не сделали ничего, чтобы его спровоцировать. Но это вторжение будет также крайне неразумным шагом со стороны России, и это осознают очень и очень многие россияне. Вероятно, это будет похоже на советское вторжение в Афганистан в 1979 году, поначалу вроде бы успешное, а через несколько лет разрушившее систему.
Почему сейчас и почему Украина?
В 2014 году российское вторжение в Украину было частью более масштабного наступления на Европу и США, и тогда Россия сумела навязать свои собственные политические мемы западным СМИ и даже смогла поставить под сомнение своё участие в наступательных операциях во время их проведения. Пропагандистская победа России в Украине в 2014 году подтолкнула её к кибервойне против ЕС и США. Но на этот раз российская пропаганда оказалась гораздо менее эффективной. Она выглядит неуклюжей и скучной.
Угроза Путина вторгнуться в Украину явно связана с Европой и Соединёнными Штатами, но на этот раз по-другому. Вместо вторжения без предупреждения Россия вызывающе продемонстрировала подготовку к войне, а затем предупредила Запад: во всём, что произойдёт, виноваты только они.
Россия проигнорировала европейцев настаивая на прямом разговоре с американцами. Результатом стало то, что Украина (в очередной раз) оказалась в повестке американской внутренней политики, в конфигурации, неудобной для президента Байдена. Возможно, в этом и смысл. Москва предпочитает администрацию Трампа администрации Байдена. Все, что ослабляет Байдена, может рассматриваться как отвечающее российским интересам, или, скорее, интересам российского режима.
Но в чём здесь стратегия?
В июле прошлого года президент Путин опубликовал странную статью об Украине, России и их исторических взаимоотношениях. Приводимые аргументы заставляют историков вздрагивать. Ключевая идея – тысячу лет назад была страна под названием Русь, главным городом на Руси был Киев, а сейчас, тысячу лет спустя, Киев столица Украины, и поэтому Украина не может быть настоящей страной, и все причастные и их потомки являются русскими или народом, братским русскому.
Историк, столкнувшийся с такой чепухой, оказывается в таком же несчастном положении, как зоолог на бойне. У тебя есть опыт, и ты чувствуешь, что должен что-то сказать, но это не твоя работа, и тебе очень хочется оказаться где-нибудь в другом месте. Так что я могу сказать: Русь была основана варягами, Москвы в то время не существовало, Киев не управлялся из Москвы, история братских народов недавняя, как и национальная идентичность в современном смысле. Но вы не можете вступать в исторический спор с людьми, которые верят в миф, не говоря уже о президентах, которые считают, что прошлое существует лишь для того, чтобы подтвердить их нынешние предрассудки.
Больше всего в статье Путина поражает лежащая в её основе неопределённость в отношении российской идентичности. Когда вы утверждаете, что ваши соседи – ваши братья, у вас кризис идентичности! Есть хорошая немецкая поговорка на этот счет: "Und willst Du nicht mein Bruder sein, so schlag ich Dir den Schädel ein": если ты не будешь мне братом, я проломлю тебе череп. Такова позиция Путина. В его статье России не хватает будущего – нация, это больше о будущем, чем о прошлом. Национальность – это то, как люди в настоящем думают о том, что будет в будущем. Если украинцы рассматривают себя как национальную общность с общим будущим в государстве, то вопрос решён. Историческая идея о том, что диктатор в другой стране решает, кто является нацией, а кто нет, известна как империализм.
Тот факт, что у Путина своё понимание мира не означает, однако, что он не может его изменить под себя. Не исключено, что он действительно верит в то, что написал. В Кремле и в российских вооружённых силах есть люди, которые прекрасно знают, что взгляд Путина на Украину не соответствует действительности. Если бы это было так, украинцы приветствовали бы вторжение России. Это официальная точка зрения, но многие россияне знают лучше. И ещё больше россиян которым все равно, но они не разделяют радикальный взгляд своего президента на проблему.
Тот факт, что все российские представители должны притворяться и действовать так, как будто сказанное Путиным правда – проблема для американских и европейских переговорщиков. Путин возлагает на Запад ответственность за то, что сделала Россия, в частности за дрейф украинского общественного мнения к НАТО. Существуют разные мнения относительно того, надо ли принимать Украину в НАТО. Но есть и простой факт: нынешняя прозападная ориентация Украины – результат последнего вторжения.
Американцы оказались в непростой ситуации. Если они указывают на то, что Россия вторглась в Украину в 2014 году, и что это этим объясняется непопулярность России в Украине и желание Украины гарантий безопасности, они встречают упрямое отрицание и грубую враждебность. Официальную путинскую идеологию бесят элементарные факты.
Когда Россия вторглась в Украину в 2014 году, она продемонстрировала поразительную способность побеждать в заголовках газет. Российские силы были мало способны к действиям. В Крыму уже были российские войска. В других местах Москве удалось взять под контроль гораздо меньшую территорию, чем она планировала.
Бои были жестокими, с использованием российских регулярных войск, активными артиллерийскими обстрелами с территории России и использованием российских зенитных средств против украинских военных самолётов (не говоря уже о гражданском авиалайнере MH17). Но в целом российская стратегия имитации восстаний против украинского правительства провалилась. Сейчас Россия оккупирует лишь малую часть украинской территории под прикрытием фальшивых "республик".
На этот раз задействованные силы будут более многочисленными, а российская армия лучше подготовлена. Но и украинская армия не та, что была в 2014 году. Тогда Украина находилась в разгаре революции и была совершенно неспособна защитить себя. Она и сейчас слабее российской, но способна нанести гораздо больший ущерб, чем восемь лет назад.
В настоящее время в России нет патриотической эйфории по поводу нового вторжения в Украину. Хотя российские лидеры любят хвастаться своей жёсткостью, они чувствительны к потерям почти так же, как и американские. Сейчас контроль российского общества ужесточён по сравнению с 2014 годом, и журналистов, писавших тогда о россиянах, погибших в боях в Украине, не слышно. Но полностью скрыть в России новости о потерях, скорее всего не удастся.
Сработавшая в прошлый раз российская пропаганда была направлена против Украины. В зависимости от целевой аудитории её изображали реакционной или гомосексуальной, националистической или космополитической. В этот раз Россия сосредоточилась на геополитике, а не только на Украине. Российская линия о том, что во всём виновата Америка, предполагает, что Украина на самом деле не является суверенной страной, а опыт её народа, пережившего войну, не имеет значения. Это также отвлекает нас от того, какой на самом деле была политика Украины.
Когда-то Украина была третьей по величине ядерной державой в мире, но одним из первых её действий стало ядерное разоружение в обмен на гарантии безопасности со стороны Великобритании, США и России. Прошлые действия России и её нынешние угрозы вредят глобальному делу нераспространения ядерного оружия, поскольку они указывают на то, что страны, отказавшиеся от ядерного оружия, подвергаются нападению со стороны своих соседей. Нынешняя президентская администрация Украины занимает примирительную позицию по отношению к России, но на все примирительные жесты Россия отвечает угрозой эскалации войны.
В отличие от Путина, Зеленский пришёл к власти в результате заслуживающих доверия выборов, где соперничающие кандидаты (одним из которых был действующий президент) имели доступ к СМИ и могли конкурировать. (Это фундаментальное различие между Украиной и Россией: в Украине президенты проигрывали выборы и уходили с поста, в России такого ещё не было). Один из центральных элементов традиционных нападок России на Украину заключается в том, что "русскоязычные" в Украине подвергаются притеснениям. Это концептуально неверно, поскольку большинство украинцев в той или иной степени двуязычны, и язык не определяет идентичность. Но если говорить о "русскоязычных" в Украине, то сам украинский президент, безусловно, является одним из них.
Другая линия российской пропаганды заключается в том, что в Украине притесняют евреев. Зеленский – еврей. На момент вступления Зеленского в должность премьер-министр тоже был евреем. В течение нескольких месяцев в 2019 году Украина была единственной страной (помимо Израиля), в которой глава государства и глава правительства были евреями. В статье Путина и более прямо в более поздней статье Дмитрия Медведева эта ситуация подана как доказательство отсутствия у Украины суверенитета и её зависимости от Запада. Язык Медведева откровенно антисемитский.
Что же делать? Переговоры представляются одновременно и необходимыми, и трудными. Очевидно, что украинцы должны быть включены в переговоры. Опыт исключения страны из обсуждения её будущего показывает, что это плохая практика. Америка не несёт ответственности за всё, поэтому она не может обеспечить то, чего, похоже, хотят россияне, а именно альтернативную реальность, в которой не Россия оттолкнула своего соседа, вторгшись на его территорию. Или, возможно, альтернативную реальность, в которой Советский Союз никогда не распадался, или такую, в которой старая советская империя держалась на восхищении Россией. Это мечты, которые никто не может воплотить в жизнь.
Явным признаком абсурдности российской позиции стало то, что Москва представила два проекта договоров и потребовала их подписать в том виде, как они есть – от американцев требуют принять положения, неприемлемость которых Кремль безусловно понимает. США предлагают отказаться от принципа признания суверенитета других стран, в первую очередь Украины.
Представляется, что необходимо провести переговоры на более широкой основе, не ограничиваясь конкретными претензиями или амбициями России, но понимая, что в системе европейской безопасности что-то пошло не так.
|
</> |
Оставить комментарий
Популярные посты:
- NYT узнала о планах Байдена по размещению в Европе войск, авиации и флота РБК НОВОСТИ
- Байден допустил размещение тысячи военных США с авиацией и флотом в Европе Lenta.ru
- Байден захотел разместить армию и флот США рядом с российскими границами Газета.Ru
- Байден может разместить тысячи военных в Восточной Европе – NYT Украинская правда
- Байден намерен отправить тысячи военных в Восточную Европу URA.RU
- Посмотреть в приложении "Google Новости"
- В США подвели итоги первого года президентства Джо Байдена РИА НОВОСТИ
- Состоялась пресс-конференция Джо Байдена по итогам года на посту президента США. Новости Первый канал
- Год назад Джо Байден стал президентом США. Пока у него все складывается неважно, но дальше может быть еще хуже! Объясняем почему — Meduza Meduza
- Байден против Путина: кто больше сделал за год Коммерсантъ
- Байден вступает во второй год президентства со скромными рейтингами ГОЛОС АМЕРИКИ - VOA Russian
- Посмотреть в приложении "Google Новости"