О воспитании кредитных рабов
a-nalgin — 18.02.2016Не проходите мимо этого снимка. Там совсем не то, что вы подумали. На самом деле, его герои - это будущие российские Билл и Мелинда Гейтсы, меценаты и филантропы. Уже со школьной скамьи готовят их к этой миссии, прививая социально направленное отношение к денежным средствам. В рамках пилотного обучающего курса Финансовая грамотность, который с будущего учебного года появится во всех школах страны. А пока - завершает обкатку в нескольких учебных заведениях страны. И в средней школе хутора Деминский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области - тоже. Как явствует из программы, несколько часов отводится на то, чтобы научить детей полностью платить налоги, осознать важность заботы о неимущих и создавать благотворительные фонды для собственных социальных проектов.
Зачем эти знания на хуторе, от которого 110 км дорогами местного значения до Урюпинска и 310 км до Волгограда? Лучше не спрашивайте...
Но это не единственный вопрос про Финансовую грамотность в школьной программе. Сказанное - лишь цветочки.
Честно говоря, появления такого предмета в средней школе я ждал с предчувствием большого подвоха. Увы, интуиция не подвела.
Обращению с большими деньгами детей учат те, кто сопоставимого порядка сумм и в руках не держал, и в глаза не видел.
На бумаге-то всё гладко. Cформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами. Но исполнение говорит о другом. Заголовки тем говорят сами за себя - "Как сберечь деньги с помощью депозитов", "Как взять кредит", "Операции на валютном рынке" (имеется в виду Forex - А.Н.), "Как выбрать страховщика", "Создаём собственный бизнес: пишем бизнес-план", "Как не потерять деньги при работе в интернете", "Как выбрать НПФ".
Иначе говоря, курс Финансовой грамотности создаёт идеального потребителя финансовых продуктов - достаточно подготовленного, чтобы повестись на банковский маркетинг и тянуть кредитную лямку, считая, будто так и надо. И недостаточно грамотного, чтобы разобраться, когда кредит не нужен и почему собственный инвестпортфель надёжней и выгодней ПИФов, ОФБУ, не говоря уже о депозитах в банках.
А вот вам из перлов. Особенность банков состоит в том, что они регулируются специальным финансовым органом – Центральным банком России, который издаёт специальные нормативные акты, регулирующие их деятельность. Конечно, из этого набора слов любой запросто узнает, что такое коммерческий банк и каковы его функции. Между прочим, деятельность страховых компаний, пенсионных фондов, брокерских фирм и т.п. тоже регулируется Центробанком РФ. Потому он и называется мегарегулятор.
В заключение - пара мыслей о том, чему же должен учить настоящий курс Финансовой грамотности.
Первое - умению оценивать собственное финансовое положение. Сколько денег приходит, из каких источников, сколько и куда уходит, как можно увеличить приход и уменьшить расход, а также почему не все источники денег одинаково полезны.
Второе - навыкам финансового планирования. Умению вести бюджет, ставить реалистичные финансовые цели на разные сроки, отличать собственные интересы от навязываемых стандартами общества потребления, а также критическому отношению к маркетинговым уловкам.
Третье - азам инвестирования. Пониманию разницы между активами и пассивами, инвестициями и сбережениями, инвестиционными и спекулятивными операциями. Представлению о классах активов, соотношении между риском и доходностью, формировании портфеля инвестиций под финансовые цели, позволяющего не беспокоиться о каждодневном изменении котировок. Учёту инфляции, валютных и страновых рисков - тоже.
И уже потом, постепенно на такую базу можно накладывать знания о разных финансовых инструментах, их преимуществах и недостатках, выгодах и рисках.
Если вы чем-то подобным владеете, пусть даже на поверхностном уровне - учите своих детей сами. Не доверяйте школе...
|
</> |