О воображении

Вообще, играть имея воображение гораздо интереснее: после прочтения книжек Кусто я представлял, что моя синяя игрушечная торпеда для ванной - синяя акула, а древесные грибы на деревьях - кораллы (а я, соответственно - аквалангист).
Но то что очень важно для способности к воображению - это способность переключаться между воображением и реальностью, когнитивная гибкость. Очень важно понимать, когда перед тобой мертвый мамонт которого ты воображаешь живым и мамонт живой, который и раздавить может. Приведу такой пример: Одна пациентка сообщила Н., что Н. к ней приходила ночью и отрезала ей клитор, правда не весь. Н. послала пациентку к гинекологу, который нашел у ней воспаление. Когда у нас что-то болит, мы вполне можем сказать "Я испытываю резкую боль, словно кто-то ножом полоснул", но мы прекрасно понимаем, что это метафора созданная нашим воображением. А пациентка в данном случае именно верила, она рассматривала свое воображение как реальность. Замечательно, если глядя на облака, человек может представить себе летающую тарелку. Проблематичнее, если он поверит, что реально видит летающую тарелку, и всю жизнь положит на попытки контакта с инопланетянами.
Именно поэтому, хотя употребление психоактивных веществ возможно и может помочь творчеству (после того как действие веществ кончается, человек возвращается к реальности), то психиатрические заболевания вряд ли. Творчество все таки сводится к генерации большого количества фантазий из которых потом отбирается\создается некий конечный образ, который потом доводится уже до реального потребителя с помощью реальных средств.
|
</> |