О вкусной и здоровой пище
irina_sbor — 04.08.2019Честно говоря, я про еду читать не люблю. И сама не пишу. И никогда не фотографирую тарелки с едой. И смотреть на такие фотографии мне не нравится.
Потому что еду надо есть! А не рассматривать её на экране монитора...
Хотя в эпоху всеобщей имитации и пальмового масла, лучше смотреть, чем есть.
Но сегодня я сделаю исключение.
Вот, вспомнила намедни бессмертный «Воскресный день» Жванецкого, перечитала и, судорожно проглотив слюну, подумала... Да, в Украине знают толк в еде!
Отношение к еде на Украине трепетное.
И продукты там называют исключительно уменьшительно и ласкательно. Супчик, перчик, фрукта, котлетка, синенькие…
Рассказ о молодой картошечке, сваренной целиком и приправленной сливочным маслицем, зеленью укропчика и лучка, заставляет пускать слюни ещё полчаса после его окончания.
В Ждановской конторе кинопроката, где я когда-то работала, коллектив был в основном женский. Поэтому истории про вкусную и здоровую пищу я слушала каждый день. По молодости лет эти рассказки меня не интересовали, однако, покушать я тогда была горазда…
А на Украине было что покушать!
Вечерами из открытых окон доносились запахи раскаленного растительного масла – это хозяйки тушили овощи для соте.
Более вкусного блюда я не знаю!
Пробовала приготовить его здесь, в краю хрустящих помидор и резиновых огурцов. Полная гадость. И это понятно. Разве ж это масло?! А эти скрипучие каменюки – разве ж это помидорчики?!
- Тю, та тыж поешь моих синеньких! Та ешь побольше, тыж смотри какая худая…Мяско, мяско давай подложу побольше!
По причине худобы и полного отсутствия косметики, женщины-коллеги считали меня девушкой бледненькой, болезненной и угощали наперебой.
Всё пытались откормить.
А я и не отказывалась!
Хотя иногда мои убеждения входили в противоречия с пищевыми пристрастиями жителей тогда Жданова, а теперь Мариуполя.
Например, особой популярностью в народе пользовалась рыбка тюлька. Мне, выросшей на сахалинской горбуше, кундже, таймене даже смотреть на эту тюльку было ниже собственного достоинства.
Мы в детстве это природное недоразумение называли колючкой и ловили в соседнем болоте. Так думала я, глядя на крохотную рыбку, сантиметров 7 в длину. Вместе с головой. И с хвостом.
Так я думала, пока не попробовала.
А когда попробовала, поняла, что оторваться от тюльки уже не смогу. Это, знаете ли, мистика какая-то… Вроде и есть нечего, а не оторваться!
Как не смогла оторваться от солёных арбузов. Тоже долго не хотела их есть. Да потому что красная мякоть арбуза в солёном рассоле трехлитрового баллона, так хозяйки называли стеклянные банки, создавала в моем сознании устойчивый когнитивный диссонанс! И однажды этот диссонанс позорно исчез, когда я попробовала арбуз, засоленный волшебными руками сестры Тани!
Говоря о трепетных чувствах к еде, нельзя не вспомнить пикники на пляже.
Поселок Мелекино.
Мелкий песок, тёплая, почти чистая вода – великолепные пляжи. Народу, по южным меркам, немного. Отдыхающие на головах друг у друга не сидят. Все сидят на попах, а матери семейства – на огромных сумках с едой.
Кушать начинают через пять минут после прихода на пляж. Овощи, мясо, картошка, фрукты… Даже мне, большой обжоре, такое обилие еды на солнцепёке казалось чрезвычайным.
Кастрюльки и тарелочки доставались из сумок, и начиналась долбёжка детей. Дети хныкали, убегали, но после бульканья в воде резво набрасывались на еду. Родители ели степенно, но много. Даже не булькаясь в воде.
Особенно в деле кормления чад преуспевали бабушки.
Они, как правило, были дамы дородные, громкогласные, сумки с едой у них были гигантских размеров.
Пышущие здоровьем и оптимизмом бабушки внушали мне священный трепет! Солнце, воздух и вода меркли перед их грозным взором, утверждающим, что наша лучшая подружка — разнообразная еда!
Что касается отношения украинцев к салу, могу сказать с уверенностью – как я их понимаю! Потому что после жизни на Украине я сама подсела на этот национальный наркотик.
Конечно, такого сала, как в Мариуполе я не ела нигде. Это было не сало... Это был гимн «Безбрежная радость жизни!»
Писать про украинскую еду дело опасное! Сам слюной захлебнешься, а рассказ всё равно получится бледным и вялым.
Пожалуй, только Жванецкому удалось добиться потрясающего «эффекта присутствия» в «Воскресном дне».
Этот текст непременно надо прочитать! На голодный желудок.
Или посмотреть. В исполнении великолепного дуэта Ильченко и Карцева.
На голодный желудок.
Наслаждайтесь!
|
</> |