
О выборах в Южной Осетии


И вот к чему привёл такой "либерализм" - к провалу кандидата, считавшегося "прокремлёвским". Сразу скажу, что никакой установки на то, кто должен победить в Южной Осетии, никто наблюдателям от России не давал. Неоднократно повторялось, что Россия готова работать с любым кандидатом, который победит.
Но когда административный ресурс перестаёт действовать, а власть не вмешивается в происходящее, случается закономерное - победа оппозиции и проигрыш прокремлёвского кандидата. Пора бы уже начинать понимать, что любые ассоциации с Кремлём - это почти гарантированное поражение в условиях честных выборов.
Поэтому ещё в первом туре никто не ожидал, что Алла Джиоева наберёт почти столько же голосов, сколько и Анатолий Бибилов. И ведь, что самое главное, она и её команда настроена вовсе не против России - ведь такое в принципе невозможно представить себе, чтобы кто-то был настроен против России в Южной Осетии! Ибо альтернатива нам только одна - Саакашвили и его армия, которые, как известно, питают исключительно тёплые чувства к осетинам. Так что любой победивший кандидат всё равно был попросту обречён быть пророссийским. Зачем же, в таком случае, демонстративно вытирать ноги о выбор юго-осетинских избирателей? Почему на Старой площади приняли решение унизить даже уже не собственных, а формально иностранных граждан? Складывается впечатление, что у кого-то такое хобби - при любой удобной возможности надругаться над самой идеей выборов. И ведь как было хорошо, когда они не лезли. Как только вмешались - пожалуйста, перечёркивание воли народа, гнев, ярость, крики, скандал, стрельба и т.п. А Саакашвили радуется происходящему, потирая руки. Я слышал, то, что происходило в Цхинвале, транслировали даже в прямом эфире в Грузии.
Остаётся только удивиться непрофессионализму российских чиновников, допустивших подобное развитие событий в Южной Осетии. Их ничему не научило то, что случилось на предпоследних президентских выборах в Абхазии, на Украине, сейчас то же самое творится в Приднестровье, ну и вот вам - Южная Осетия. Цепь бездарных провалов и ошибок, за которые кто-то должен понести ответственность.
Как я уже упомянул, я не ездил на второй тур, но, решив выяснить ситуацию, встретился с международным наблюдателем от России (одним из бывших членов ЦИК России) и спросил его: «Ну как же так? Что случилось-то? Мы же там буквально только что были, и всё было в норме. Неужели и впрямь столько нарушений произошло?»
- Да там и сейчас всё в норме было, - ответил мне наблюдатель. - Какие, к чёрту, нарушения? Особенно такие, чтобы выборы отменять? Всё было, как и в прошлый раз.
Вот так. Я уверен, что это - не местная самодеятельность, ведь у администрации президента было более суток, чтобы снять трубку и объяснить, что готовящееся решение Верховного суда РЮО должно быть только подтверждающим итоги выборов. Но, поскольку этого не случилось, это означает, что в Москве как минимум одобрили решение отменить результаты нормальных и законных выборов.
В любом случае, произошедшее - это мощнейший имиджевый удар по российским властям. С одной стороны, ясно, что вертикаль власти не могла потерпеть, чтобы заранее согласованный кандидат потерпел разгромное поражение, и никто даже не сфальсифицировал итоги выборов. Ведь не может никакая оппозиция выиграть, если вертикаль власти этого не хочет. Она такого не позволяет. Каждый, по мнению нынешних властей, должен зарубить себе на носу - если рискнёшь выиграть выборы, каким-то чудом преодолев административный ресурс и обойдя их кандидата, участь твоя будет незавидна.
Любопытная версия подоплёки событий была изложена на АПН. Процитирую:
"...Владислав Гасумянов, заместитель начальника Управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами... занял должность в АП РФ в мае 2009 г. ... В круг обязанностей Гасумянова сегодня входит курирование Кавказского направления: Армения, Азербайджан, Грузия, Абхазия, Южная Осетия, НКР. Играет активную роль в распиле бюджетных средств, выделяемых на восстановление Южной Осетии. В 2010 г. именно он стал «крышей» для группы российских чиновников, организовавших «рассасывание» 50 миллиардов рублей, выделенных на восстановление Южной Осетии через полукриминальную схему, по которой в республику попадало меньше 30% от выделяемых средств. Остальные исчезали по дороге. Под эту схему в РЮО был направлен мелкий жулик из Озерска Вадим Бровцев в качестве премьер-министра РЮО. Представлял и проталкивал его Владислав Гасумянов. Обман, шантаж и подкуп - это излюбленные механизмы ведения околополитического бизнеса. Тут куратор преуспел.
Главным препятствием в достижении преступной цели был президент РЮО Эдуард Кокойты. Не желая конфликта с российскими уполномоченными структурами и испытывая чувство глубокой благодарности к России, разделяемое всем народом Южной Осетии, Эдуард Джабеевич пытался противостоять реализации воровской схемы. В конце 2010 года он все таки добился упразднения Южной дирекции и прямого финансирования для РЮО с 2011 года. Конечно, это не входило в планы Гасумянова и тех ... российских чиновников, которые «осваивали» российскую финансовую помощь Южной Осетии.
Понимая, что Кокойты не может уже баллотироваться на третий срок, все усилия Гасумянова были направлены на операцию «преемник». Выборы президента РЮО назначены на 13 ноября 2011 г.
В течении полугода Гасумянов искал послушного преемника на пост президента РЮО. После перебора нескольких склонных к коллаборационизму кандидатов выбор пал на министра по чрезвычайным ситуациям РЮО Анатолия Бибилова. Как удалось Гасумянову убедить свое формальное руководство в приемлемости такого кандидата, остается загадкой. Как писали российские СМИ, был проведен беспрецедентный межведомственный кастинг. И вот руководитель администрации ... лично собирается посетить Цхинвал, чтобы представить Анатолия Бибилова в новом качестве. Как будто президенты Южной Осетии назначаются в Москве. Конечно, в Южной Осетии подобное грубое вмешательство ... воспринимается как личное оскорбление.
Дело дошло до того, что
Гасумянов лично ... обзванивает всех чиновников РЮО - от
руководителя Администрации президента РЮО до партийных функционеров
- с угрозами и шантажом. «Вот если не выдвинет 18 сентября съезд
партии «Единство» Бибилова в президенты, то у вас начнутся
проблемы». Угрозы от слома личной карьеры, до «заморозки
финансирования программы восстановления РЮО». Дошло даже до того,
что Гасумянов пригрозил ряду высших должностных лиц Южной Осетии,
что «в случае их выдвижения или не выдвижения Бибилова они никогда
не получат российские награды», которыми их своим указом №1139 от
01.09.2011 наградил президент России Дмитрий Медведев.
...
Без комментариев.
UPDATE. Сергей Середенко: Свидетельство международного наблюдателя. Отмена итогов выборов в Южной Осетии - позор России
Когда наша группа международных наблюдателей от международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO уже выезжала из Южной Осетии, мы обменялись с коллегами прогнозами о том, что будет дальше. Потому что какое-то "дальше" должно было быть, так как победа на президентских выборах Аллы Джиоевой была несколько... непредсказанной. И - очевидной. ... Я прогнозировал, что Верховный суд Республики Южная Осетия (ВС РЮО) будет использован для оказания давления на избранного президента Аллу Джиоеву с целью формирования правительства народного доверия. Но то, что я прочитал на новостных лентах по приезду домой в Эстонию, перекрыло даже мой прогноз, который коллеги сочли маловероятным. Выяснилось, что Верховный суд РЮО объявил выборы недействительными, а Аллу Джиоеву снял с дистанции. Это - позор. Прежде всего, позор Верховного суда РЮО. Позор самой РЮО. Позор России, которая смогла гарантировать РЮО безопасность, но не демократию. ... Узнав о скандальном решении ВС РЮО, я решил, что пора вмешаться. Я не знаю, как это вмешательство оценят в РЮО - как мое личное "вмешательство в дела суверенного государства" или как "гарантийное обслуживание" со стороны одного из международных наблюдателей. Но вмешаться надо срочно. При этом руководство CIS-EMO уже связывается с членами нашей группы с тем, чтобы сделать коллективное заявление.
А теперь о том, почему "позор". Заговор? Письменного решения ВС РЮО, как следует из новостей, не будет еще 5 дней. То есть анализировать - нечего. Обзвонил всех, кого мог, с тем, чтобы достать текст жалобы партии "Единство", но результата пока нет. Однако того, что опубликовали информационные агентства, с поправкой на неизбежную журналистскую небрежность (например, представителей кандидатов они упорно называли наблюдателями), и так достаточно для того, чтобы заподозрить в стране масштабный заговор по присвоению власти. Потому что так, и только так может быть истолковано решение ВС РЮО. Судите сами. ВС РЮО ЗАПРЕТИЛ ЦИК оглашать результаты голосования. ВС РЮО, по меньшей мере, РАССМОТРЕЛ вопрос о бездействии членов ЦИК, то есть публично выразил ЦИК недоверие. То есть ЦИК - участник заговора. Как и международные наблюдатели, кстати, практически единогласно (и я в том числе), подтвердившие, что выборы прошли свободно и честно (free and fair elections - стандарт Совета Европы). Однако никаких признаков заговора - не было! Были ли нарушения? Конечно - как без них? Но нарушения нарушениям - рознь, и далеко не все из них влияют на результаты голосования. Максимум нарушений, отмеченных лично мной, были связаны не с проведением собственно выборов, а с избирательным законодательством, очень уж, на мой взгляд, сырым и спорным. Но об этом - ниже. А вот были ли нарушения, на которые ссылается партия "Единство"?
А на что она ссылается? Понять - сложно. Вот что заявил председатель ВС РЮО Ацамаз Биченов: "Массовый характер таких действий, а также противоречащая указанному закону благотворительная деятельность не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на выборах президента РЮО". "Таких" - это каких? "Биченов также сообщил, что в жалобе содержатся сведения о подкупе избирателей, давлении на избирателей и незаконной агитации во время голосования". Возможно ли такое? Нет. Говорю со всей ответственностью. И имею к тому три доказательства. Первое - самое слабое. Мы, международные наблюдатели, ничего подобного не заметили. Второе - гораздо сильнее. Ничего не заметили местные наблюдатели. РЮО выбрала для себя модель с активными наблюдателями, имеющими право вмешиваться в ход избирательного процесса. В частности, п. ж) ч. 7 ст. 14 Конституционного закона РЮО "О выборах президента Республики Южная Осетия" говорит о том, что наблюдатель "вправе обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии в территориальную комиссию, Центральную избирательную комиссию...". Все ли это права местных наблюдателей - не знаю, так как ЦИК согласно п. е) ч. 1 ст. 10 совершенно экзотическим образом "издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Конституционного закона". Но главное - в течение всего дня выборов НИ О КАКИХ жалобах представители ЦИК на своих пресс-конференциях не сообщали. Третье - еще сильнее. Пять человек из нашей группы наблюдателей ... вечером дня голосования встречались за закрытыми дверьми и с кандидатом Анатолием Бибиловым, и с кандидатом Аллой Джиоевой. Так вот: у кандидата от партии "Единство" Анатолия Бибилова не было ни одной жалобы, ни одного замечания! Казалось бы - кому еще жаловаться, как не нам! Но - нет! Жалобы были у госпожи Джиоевой, и вполне серьезные, но они не касались собственно процесса выборов. ... Жаловалась - Джиоева, а Бибилов уже готов был принимать поздравления.
Информация о характере решения суда тоже крайне противоречива. С одной стороны, говорится о гражданском деле. С другой стороны, журналисты говорят о "приговоре". Дальше - цитата из заявления Ацамаза Биченова: "Суд счел показания свидетелей, допрошенных в суде, достоверными и объективными. Также суд посчитал достоверными и объяснения, изложенные в материалах, представленных в суд в качестве доказательств заявителями и прокуратурой, в том числе и на основании того, что они не были никем опровергнуты в судебном заседании".
Причем тут прокуратура? Она что, тоже наблюдала за выборами? Так что на самом деле непонятно, в отношении чего и на основании чего принял решение ВС РЮО. Совершенно загадочна фраза о том, что "они не были никем опровергнуты в судебном заседании". Это что значит? То, что у ответчиков (?) не было возражений, или то, что не было самих ответчиков? Но тогда как же принималось решение о запрете баллотироваться для Джиоевой, если ее не было на месте? Ведь ВС РЮО был обязан установить ее ЛИЧНУЮ вину - согласно ч. 4 ст. 51 "В случае проведения повторных выборов кандидатами на должность Президента Республики Южная Осетия не могут быть выдвинуты кандидаты, ДЕЙСТВИЯ КОТОРЫХ послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными". В тех заявлениях Джиоевой, которые мне удалось найти, нет ни намека на то, что она присутствовала на этом заседании суда. Формально такое даже возможно, если ВС РЮО рассматривал жалобу на решение ЦИК. Но очевидно другое - ВС РЮО очень напрягли, чтобы он выдал на гора такое решение. Обратим внимание еще на один аспект - на законную формулировку для отмены результатов выборов. Решение ЦИК о результатах выборов может быть "отменено судом, если он установит, что нарушения (...) имели место и это не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей". Формулировка крайне оригинальная, так как отмена результатов выборов - это "заднее слово" судов, и обычно речь идет о тех нарушениях, которые могли повлиять на результат выборов, а не на достоверность результатов. Результаты выборов всегда не абсолютно достоверны, так как всегда есть спорные бюллетени, отправленные в испорченные, описки, ошибки при подсчетах и т.п. Вопрос в другом - мог ли масштаб и характер этих нарушений повлиять на результат? Ответ - нет. Нарушения, которые никто не заметил в день выборов, не могли повлиять на 16% (неподтвержденных) отрыва, с которым выиграла Джиоева. Никак.

|
</> |