О "варяжских шахматах"
sergeytsvetkov — 05.01.2024Мое интервью для Оберега (отличная настольная игра, так называемые «варяжские шахматы»)
— Многие считают что варяги и викинги, это одно и то же.
Так ли это?
В скандинавских источниках термин «викинг» преимущественно
обозначает не человека, а само грабительское предприятие:
«отправиться в викинг», «погибнуть в викинге», — причем отплытие «в
викинг» никогда не смешивается с торговой поездкой. По мнению
историка А. Я. Гуревича, «скандинавы эпохи викингов применяли это
слово преимущественно к грабительским походам и вылазкам, в
какой-то мере и к их участникам, но подчас с оттенком
осуждения».
Вопрос о происхождении термина «варяг» основательно запутан. К
числу наиболее распространенных относятся два заблуждения: что этот
термин возник в древней Руси и что он обозначал преимущественно
скандинавов. Между тем то и другое неверно. Анализ источников
показывает, что первое в средневековой литературе упоминание народа
«варанков» и «моря Варанк» («Варяжского моря») принадлежит
арабоязычному автору — среднеазиатскому ученому аль-Бируни («Канон
об астрономии и звездах», 1030 г.), который почерпнул свои сведения
из Византии, где варягов называли «варанги». Что интересно, по
мнению всех арабских писателей, «варанки» обитали на южном
побережье Балтики, между поляками и датчанами, а вовсе не в
Скандинавии. Там же, кстати, сажает варягов и «Повесть временных
лет». Как гласит известная приписка к Ипатьевской летописи,
«Варяжское Поморие» находилось к западу от Гданьска-Данцига.
В свою очередь, скандинавские саги недвусмысленно отрицают
тождество «варягов» и викингов. Термин «варяг» был известен в
Скандинавии в форме «вэринг» (vaering). Но слово это пришло в
скандинавские языки извне. И более того, вэринги в сагах в
большинстве случаев отличаются от норманнов-викингов.
Так, в «Саге о людях из Лаксдаля», записанной в XIII в. Снорри
Стурлусоном, ведется рассказ о Болле Боллесоне, знаменитом у себя
на родине, в Исландии, герое. Однажды он решил предпринять далекое
путешествие. Сначала он побывал в Норвегии и Дании, где был с
почетом принят тамошними конунгами и знатными людьми. «Когда Болле
провел одну зиму в Дании, — говорится далее, — он решил отправиться
в более отдаленные страны, и не прежде остановился в своем
путешествии, чем прибыл в Миклигард [Константинополь]; он провел
там короткое время, как вступил в общество вэрингов».
Знаток скандинавской истории Снорри Стурлусон добавляет от себя: «У
нас нет предания, чтобы кто-нибудь из норманнов служил у
константинопольского императора прежде, чем Болле, сын Болле. Он
провел там много зим и во всех опасностях являлся храбрейшим и
всегда между первыми; подлинно, вэринги много ценили Болле, когда
он жил в Константинополе».
Таким образом, в исландских преданиях Болле числился первым
викингом, принятым в константинопольскую дружину вэрингов-варягов,
существовавшую, как видно, задолго до его приезда в
Константинополь. Болле Боллесон — реальное историческое лицо.
Наиболее вероятная дата его прибытия в византийскую столицу — 1026
или 1027 г.
Итак, вэрингами в Скандинавии называли наемников.
Викингу-скандинаву, чтобы прослыть на родине «вэрингом», нужно было
послужить в чужих землях, причем не обязательно в Византии (хотя
большинство известных сагам викингов-вэрингов служили именно
там).
Таким образом, по единодушному свидетельству саг, норманны
(исландцы, норвежцы, шведы), прибывая в Константинополь, находили
там уже существующее «варяжское общество»; приобщаясь к последнему,
они сами становились вэрингами. В повседневный обиход скандинавских
народов этот заимствованный термин вошел только в начале XI
века.
Прояснить его значение помогает одна филологическая находка графа
И. Потоцкого, который в 1795 г. опубликовал в Гамбурге словарь еще
сохранявшегося в XVIII в. древанского наречия (древане — славянское
племя, на чьей земле возник Гамбург). В нем среди уцелевших
древанских слов оказалось слово «варанг» (warang) — «меч» (Гедеонов
С. А. Отрывки из исследований о варяжском вопросе. 1862-64. Т. II.
С. 159–160. Он же. Варяги и Русь. СПб., 1876. С. 167–169).
Слову «варанг» суждены были долгие приключения.
Византийцы, по-видимому, познакомились с ним достаточно рано,
услыхав его из уст поморских славян, поступавших на византийскую
службу. Впрочем, в Константинополе оно не было в ходу, по крайней
мере, до конца Х в. («варанги» еще отсутствуют в списке
императорских наемников у Константина Багрянородного). Но звучное
иностранное слово не осталось незамеченным. На рубеже X – XI вв.
константинопольское простонародье сделало его нарицательным, что
явствует из слов византийского писателя Иоанна Скилицы о том, что
варанги «назывались так на простонародном языке».
Отсюда следует, что термин «варанг» для обозначения отряда
наемников возник в Византии, а не на Руси и не в Скандинавии. Из
сообщений средневековых авторов известно, что славяне и русы
почитали меч в качестве священного предмета; в частности, на нем
приносились клятвы. Поэтому известие Потоцкого дает право считать,
что под варангами греки подразумевали меченосцев, давших клятву
верности на мече, иначе говоря, славянских
дружинников-телохранителей (отсюда славянское слово «варить» —
оберегать, защищать). Чиновники императорской канцелярии лишь
узаконили это словечко из местного «арго» в качестве официального
термина государственных документов, а византийские писатели XII
столетия ввели его в «высокую» литературу. Между тем в греческом
языке оно ничего не означает и, следовательно, является
заимствованием. Буквальное его совпадение с древанским «варанг»
доказывает, что на рубеже Х – XI вв. наемные славяне-венды в
Византии стали называться по роду их оружия «меченосцами» —
«варангами». Подтверждением тому служат и сведения средневековых
арабских писателей, о «народе варанк» на южном берегу Балтики.
— Насколько широко была распространена игра? Правильно ли
утверждать, что это игра наших предков?
Археологическое подтверждение существования этой игры нашли
сравнительно недавно.
Как рассказывает историк В.Меркулов, в 1983 году при раскопках
варяжского Старигарда (ныне немецкий город Ольденбург на южном
побережье Балтики) археологи наткнулись на богатое захоронение
середины X века. Погребальный инвентарь свидетельствовал о
королевском происхождении покойного, а у его ног была обнаружена
настольная игра с резными фишками. По месту находки её назвали
«королевская игра».
В ходе реконструкции выяснилось, что в Старигарде нашли древнейшей
вариант настольной игры, которая также известна как «северные
шахматы» и была популярна в Европе задолго до появления собственно
шахмат.
Тавлеи — русский аналог «королевской игры» долго оставался
загадочным, потому что исследователи не могли понять его правил.
Первоначально ошибочно считали, что игра напоминала шашки. Но
теперь, после находки в Ольденбурге, всё стало на свои места. И
совсем по-иному зазвучали былинные строки, в которых упоминаются
«тавлеи золоченые».
Например, в былине «Добрыня, посол князя Владимира» повествуется о
том, как князь Владимир повелел Добрыне Никитичу и еще двум русским
богатырям везти дань хану Бахтияру.
По приезду в ханскую землю посадил хан Бахтияр русских богатырей за
стол, стал их поить-потчевать да выспрашивать:
— Есть ли у вас на Cвятой Руси, кто играет в дорогие тавлеи
золочёные? Играет ли кто в шашки-шахматы?
Добрыня Никитич отвечал:
— Я могу с тобой, хан, в шашки-шахматы поиграть, в дорогие тавлеи
золочёные.
Стали Добрыня с ханом по шашечной доске ходить, с клетки на клетку
переступывать. Добрыня раз ступил и другой ступил, а на третий хану
и ход закрыл.
И вторую партию стали играть. Вот хан ход ступил — недоступил,
другой раз ступил — переступил, а на третий раз Добрыня ему и ход
закрыл.
И третью партию выиграл Добрыня Никитич.
Ознакомление с правилами «Оберега» поможет Вам понять, как можно
«закрыть ход» вражескому королю.
Русский фольклор и археологические находки доказывают, что «тавлеи»
были одной из самых излюбленных игр на Руси. Это вызывало
возмущение Церкви. «Тавлеи и шахы (шахматы) во многих из вас
обретаемы суть, а книг ни в кого же» (то есть все вы только и
знаете, что в тавлеи и шахматы резаться, а церковных книг никто не
читает), — сказано в одном обличительном церковном сочинении XII
века.
Игра в «золотые тавлеи» после монгольского нашествия была запрещена
церковью и забыта. А слово «тавлеи» понимается с XVI века уже как
синоним шашек. Одним из ценителей и знатоков этой игры по преданию
был сам грозный атаман Ермак Тимофеевич.
— Какие настольные игры были распространены на Руси в IX-XI
веках? Какую территорию того времени правильно называть Русью и как
она связана с остальными славянскими землями?
К сожалению, письменные источники не содержат никаких сведений об
играх в древней Руси.
Зато археологи во множестве находят предметы, свидетельствующие о
существовании разных игр: разнообразного вида шашки из кости и
других материалов, костяные и деревянные шахматные фигуры, доски с
расчерченным игровым полем.
Самые ранние находки — это шашки округлой ( полусферической) формы
с плоским основанием, сделанные из стекла и кости, реже — из камня,
янтаря, глины. Все они происходят из дружинных курганов и
славянских поселений (Киев, Чернигов, Ладога, Гнездово, Шестовицы),
датируемых X веком.
С шашками соперничает в древности игра «в мельницу». Она
представлена находками игральных досок. Однако чаще всего это не
специально подготовленные доски, а игровые поля, расчерченные на
любой поверхности — на корабельной доске, на днищах бочек, на
каменных плитах и т.д.
Самое раннее изображение игрового поля обнаружено в Ладоге на
корабельной доске X века. Больше всего досок было найдено в
Новгороде. Также их можно встретить при раскопках других городов –
Пскова, Старой Рязани. Аналогичные геометрические фигуры выбиты на
каменной плите, находящейся рядом с Изборском городищем, известной
под названием «камень Трувера».
Хотя средневековые правила игры не сохранились, но этнографы
полагают, что играть в неё могли два человека которые должны были
построить «мельницу», то есть выстроить игровые фигуры на поле в
определенном порядке. За каждую «построенную мельницу» игрок имеет
право снять с доски одну шашку противника. Выигравшим считается
тот, кто первым ликвидирует все фигуры противника или лишит их
хода.
Теперь о шахматах. Истинный возраст этой мудрой игры покрыт мраком.
Согласно одной легенде, шахматы были изобретены около 1000 года до
н.э. индийским математиком, который также изобрел математическое
действие возведения в степень. Однако первое достоверное упоминание
о шахматной игре содержится в персидской поэме, написанной около
570 года н.э., где изобретение шахмат приписывается Индии. Поэтому
многие историки признают именно эту дату, как день рождения
шахмат.
Проникновение шахмат из Индии в древний Иран описывается в
персидской книге VII или VIII века. Эта же книга в мельчайших
подробностях описывает шахматную терминологию, названия и действия
различных шахматных фигур. После того, как персидская империя была
завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала
распространяться по цивилизованному миру.
Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте,
были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур,
включавших короля, слона, коня, ладью и четыре пешки. Эта игра
называлась Шатранж (на санскрите Шатр означает «четыре», а анга —
«отряд». Иранцы до сих пор используют это слово для обозначения
современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что
шатранж, согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную.
Четыре стороны отображают четыре элемента — землю, воздух, огонь и
воду; а также четыре времени года и четыре темперамента человека.
Что же касается слова шахматы, то оно произошло он персидского
«шах» (король) и арабского «мат» (умер).
Арабы вообще оказали большее влияние на развитие шахмат, чем любая
другая культура. Их вклад в игру включает: организацию первых
турниров, в том числе и квалификационных, составление шахматных
задач, начала теории дебюта, а также игру вслепую, упомянутую еще в
700 году.
В русских былинах встречаются упоминания о шахматах как о
популярной игре. Вероятно, знакомство русских с шахматами произошло
еще в XI-XII веках, во времена Киевской Руси. Во всяком случае,
русские познакомились с этой игрой напрямую от персов и арабов, а
не через посредство европейцев. Доказательством тому служат русские
названия фигур, совпадающие с их значением в персидском и арабском
языках. Старинные фигурки ферзей найдены в Киеве (один экземпляр),
Смоленске (1 экз.), и Новгороде (около 20 экз.). Киевский ферзь
сделан из кости и имеет архаические черты, роднящие его с арабскими
символическими фигурами.
Что касается шахматных досок, то пока, к сожалению, не известно ни
одной находки шахматной доски современного типа. Возможно, наши
предки играли в шахматы по не дошедшим до нас правилам.
У нашей страны есть три названия, три имени, которые употребляются
практически как синонимы: Русь, Русская земля, Россия. Между тем
исторически они не всегда обозначали одно и то же.
Наиболее привычное для нас название «Россия» — самое молодое из
этой тройки имен. И, увы, самое неправильное. Можно даже сказать,
что оно вообще не наше. Это — не что иное, как латинизированная
форма имени «Русь». Оно было заимствовано московскими книжниками от
поляков в конце XVII века, и прочно вошло в наш словарный обиход
после того, как Петр I в 1721 году принял титул императора
Всероссийского. Тогда-то все его подданные автоматически
превратились в «дорогих россиян».
А вот два другие названия — действительно коренные для нашей
страны. Из них название Русь — древнейшее. Оно зафиксировано в
первом международном документе русской истории — договоре 911 года
князя Олега с Византией, который был призван, как сказано в нем,
«утвердить любовь между христианами (то есть греками) и Русью».
Другой термин — «Русская земля» — моложе всего на 30 лет: он
встречается уже в следующем русско-византийском договоре 944 года,
заключенном с нашей стороны от имени «князя Игоря, и от всего
княжения, и от всех людей Русской земли».
Правда, и тут была одна тонкость. Единым государством под
официальным названием Русь, Русская земля наша страна выступала
только в международных отношениях. Внутри же страны эти названия
относились исключительно к Киеву и сопредельным областям
(Черниговской, Переяславской), то есть к той территории, на которой
возникло Русское государство. Именно здесь, по понятиям наших
предков, и жили «русские люди» в собственном смысле слова. Все же
остальные жители древнерусского государства предпочитали называть
себя по старинке: либо по племенным названиям — вятичи, кривичи,
радимичи и так далее, либо по названиям городов — новгородцы,
псковичи, суздальцы и прочее, или, наконец, более общим именем —
словене.
Единство с другими славянскими землями, в том числе с варяжским
Поморьем на Руси чувствовали практически на всем протяжении
средневековья. Летописец отметил массовое переселение
южнобалтийских «варягов» в Новгородскую землю, которое коренным
изменило этнический состав местного населения: по его словам,
новгородцы теперь ведут происхождение от «рода варяжска», тогда как
прежде они были «словене» (ильменские).
— Чем объясняется сходство славянской версии тавлей и
скандинавского хнефатафла? Кто-то от кого произошёл?
Изначально скандинавская игра называлась tafl (др.-исл. — стол,
доска), однако к концу эпохи викингов ее стали называть Hnefatafl
(от «хнефи» — название фигуры короля, вокруг которой строится вся
игра), в отличии от Skáktafl (шахматы) и Kvatrutafl (нарды).
Вообще-то хнефатафл (hnefatafl) правильнее звучит как
«неватафел».
Хнефатафл упоминается в Саге об Оркнейцах, Саге о Хервёр и Хейдреке
и других средневековых произведениях. Эта игра была исключительно
важна для викингов. Умение играть в нее входило в своеобразный
кодекс обязательных навыков людей того времени, наряду с владением
оружием и чтением. Ярл Рёгнвальд Кале Кольссон ставит умение играть
в тафл на первое место в списке своих достоинств. Возможно,
когда-то она имела культово-религиозное значение.
От викингов игра попала в Ирландию и Уэльс, известен также ее
аналог у саксов, у которых тафл имитирует морское сражение.
Описания средневековых правил хнефатафла практически отсутствуют,
поэтому достоверно не известно, как именно играли в эту игру
викинги. С распространением шахмат в X-XI веках эта игра постепенно
погрузилась в пучину забвения.
Однако в 1732 году великий шведский естествоиспытатель Карл Линней
предпринял путешествие в Лапланидию, где обнаружил, что местные
саамы преспокойно себе играют в «таблут» — сохранившуюся местную
разновидность тафла, черными и белыми фигурами на доске 9x9,
нарисованной на оленьей шкуре. Гвардия светлых фишек у них должна
была спасти «шведского короля» от черных фишек-«московитов». Линней
зарисовал доску и сделал описание правил игры, но лишь через много
лет спустя исследователи провели параллель между утерянными
правилами тафла и сохранившемся у лапландцев таблуте.
Происхождение игры до конца не выяснено. У скандинавов ее история
прослеживается глубже, чем у славян. Принято считать, что самое
древнее упоминание о тафле относится к III веку. Однако вряд ли эта
игра возникла в Скандинавии. Скорее всего она попала на север от
римлян. Исследователи отмечают, что между древнеримской игрой
латронкули (ludus latronculorum) и нордическим хнефатфлом есть
несомненное генеалогическое родство. Да и само скандинавское тафл —
это искаженное латинское tabula — «доска».
Заимствование славянами тафла у скандинавов совсем не очевидно.
Скорее можно говорить о том, что русское название этой игры —
тавлеи — происходят от греческого тавли (tavli). С Византией наши
предки были знакомы куда более близко, чем с викингами, которые
предпочитали без особой нужды на Русь не соваться.
В доказательств древности тавлеи на территории Руси можно привести
раскопки 1969 года на земле вятичей в районе Старой Рязани, где в
могильнике были обнаружены две шашки, предположительно для игры в
тавлеи. На одной из них изображен витязь со щитом и копьем. Из этой
находки можно предположить, что в тавлеях использовались «именные»
фигуры как в шахматах, а не безликие, как в шашках.
Эта находка археологов датирована IV веком.
— Чем объясняется, что цель игры (спасти князя от плена)
выглядит в современной системе ценностей совсем не
героической?
Ну, почему же? Разве не в этом состоит прямая обязанность
телохранителей президента и первых лиц государства? Да и в войнах,
которые вела Россия в ХХ веке, есть множество примеров, когда
рядовые солдаты ценой своей жизни спасали командиров.
А в древней Руси отдать жизнь за князя было в порядке вещей.
Скажем, арабский путешественник Х века Ибн-Фадлан оставил сообщение
о том, что «царь русов» окружен четырьмя сотнями «сильных
богатырей», его дружинников, которые «умирают при его смерти (речь
идет о ритуальном убийстве на могиле вождя) и бывают убиты
(сражаясь) за него».
Русичи «скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю
славы», — говорится в «Слове о полку Игореве». И ведь «нет больше
той любви, как если кто положит душу свою за други своя», — учит
Евангелие.
Надеюсь, русские воины и сегодня верны этим заповедям наших
предков.
Ссылка