рейтинг блогов

О важнейшей особенности культуры в классовом обществе - и о вытекающих отсюда

топ 100 блогов anlazz22.10.2019 О важнейшей особенности культуры в классовом обществе - и о вытекающих отсюда Итак, в прошлом посте была показана важнейшая особенность архитектуры в ее историческом – в том числе, и современном – значении. Которая состоит в том, что основной целью существования данной отрасли выступает «демонстрации могущества», в обыденном языке именующаяся «понтами». Именно так: издавна для архитектора главным было построить «красивый дом» - в смысле, выделяющийся на фоне остальных домов так, чтобы убедить покупателя приобрести его в первую очередь. (Ну, или убедить квартиросъемщиков снять тут квартиру – если речь идет о доходном доме.) При этом выполнение остальных функций жилища является вторичным – и выполняется дополнительно создаваемыми системами. (Скажем, ранее для этого существовала прислуга, сейчас –различные «общественные службы», транспорт и т.д.) Причем, что самое интересное – данное правило существует с глубокой древности – архитектурные стили могут меняться, но приоритет «понтов» - никогда.

Разумеется, речь идет именно об «архитектуре» - т.е., о ситуации, когда человек имеет возможность (финансовую) думать о выборе типа жилища, а не о том, что ему надо где-то укрываться от дождя. Поэтому избы бедняков и хижины в данную категорию не подходят – но уже богатый крестьянин попадает под влияние описанного выше приоритета.

Это положение поразительно напоминает положение с «женской красотой», о которой недавно писалось  . В том смысле, что в указанной области так же действует то же самое правило: «красивая женщина» - это женщина «дорогая», то есть, та, на содержание которой требуется достаточное количество средств. Причем, так же не важно, как «в абсолютном смысле» выглядит этот самый «идеал»: худая ли женщина или полная, имеет ли светлую кожу или покрыто бронзовым загаром, затянута ли она в корсет или имеет выраженные кубики на животе. Важно одно – иметь подобный внешний вид должно быть «недоступно для всех». Поэтому как только та или иная «красота» оказывается доступной для большинства, она сразу же перестает считаться «идеальной». (Как, например, происходит сейчас с «увеличением груди».)

С домами, кстати дело обстоит точно так же – заказчики готовы платить даже за конструктивизм или функционализм при условии, что он выглядит необычно и цепляет взгляд. (Правда, ни к какой функциональности данный «функционализм» отношения не имеет.) Но лишь до тех пор, пока это выглядит «ново и необычно». В общем, понты, понты и еще раз понты! То есть, навязчивая демонстрация своего высокого места в жизни. Ну, или мнимо высокого – недаром многие разоряющиеся, но еще сохраняющие прежнее значение в жизни «света» господа часто строили слишком дорогостоящие дворцы и виллы. Так же, как пытались содержать слишком «дорогостоящих женщин».
Поскольку все просто: в мире всеобщей конкуренции «активная демонстрация статуса» есть жизненная необходимость. В том смысле, что она позволяет избежать лишних «телодвижений» со стороны менее значимых субъектов. (Так же, как демонстрация новейшего оружия, в принципе, способна отпугнуть агрессора.)

* * *

Поэтому-то на указанную задачу никогда не жалели и не жалеют средств, отказывая себе в более рациональных вещах. Разумеется, это касается не только домов и женщин. По тем же «принципам» происходит «естественный отбор» любых иных «культурных объектов» - от автомобилей до произведений искусства. Да, именно так – скажем, «демонстрационное значение» той же живописи было известно издавна. В том смысле, что изначально произведения известных живописцев служили, прежде всего, признаком богатства и знатности – а уж затем и всему остальному. На этом фоне не должно удивлять те факты, что значимость картин могла меняться – причем, довольно резко при изменении условий «доступности» данных произведений. Самый известный пример – это, конечно, Винсент Ван Гог, который при жизни считался достаточно неудачливым автором в плане продажи своих картин. Но стоило Ван Гогу умереть, и цена на его творения стала резко расти. Причем, практически сразу же после смерти прошли «мемориальные выставки» художника, мгновенно переквалифицировавшие данные полотна из малоценной мазни» в «бессмертные шедевры».

Наверное, тут не надо говорить о том, как это связано с «понтами». В том смысле, что работа мертвого художника с т.з. классового общества на порядок лучше, нежели работа художника живого. Ведь понятно, что мертвец больше ничего не напишет, а значит, его произведения являются оригинальными и превращаются в тот же самый признак статуса, что и другие редкие вещи. Разумеется, не всегда это происходит так резко, как с беднягой Ван Гогом – иногда автор может найти нужную тенденцию «элитаризации своих работ» еще при жизни, как, например, те же Дали или Пикассо. Но даже в этом случае после смерти художников «монетизация» их творчества увеличивается в разы. Так что великий русский поэт был прав, когда написал: «они ценить умеют только мертвых». К поэтам данная закономерность, кстати, так же относится – хотя и так прямолинейно.

Впрочем, о поэтах надо говорить отдельно. Здесь же можно только еще раз указать на то, что за пределами «критерия редкости» ценность живописи практически отсутствует. В том смысле, что несколько нелепых мазков известного, да еще и умершего, «живописца» могут расцениваться в миллионы долларов, а несколько же ровно таких мазков ученика художественной школы не стоит ничего.

* * *

Разумеется, многие уже догадались, что именно указанная особенность – т.е., однозначная редкость чего-то уже неповторимого – по сути, и является основанием для не раз уже помянутой «ценности старины». В том смысле, что старое – это всегда недоступное большинству, и, причем, что крайне важно, чем дальше, тем больше становится эта недоступность. А значит – возрастает статусность, даже при условии, что указанный предмет в свое время не вызывал никаких эмоций из-за своей обыденности. И, опять же, данная особенность не является признаком только нашего времени – так, помещик XVIII столетия вполне мог хвалиться какой-нибудь античной амфорой, которая в свое время изготовлялась римскими гончарами чуть ли не поточным методом. Но по прошествии веков – становясь «антиком» и мало кому доступной вещью – этот предмет приобретает «необычайную гармонию и совершенство форм». (Кстати, про античные статуи, по существу, можно сказать то же самое.)

То есть, как уже говорилось, никакой «объективной значимости» предметов культуры в классовом обществе нет и быть не может. Поскольку они – даже при наличии (у домов, например, есть очевидная польза) – неизбежно оказывается в тени того самого «сверхкритерия», о котором было сказано выше. Т.е., той самой необходимости кричать о своем статусном превосходстве, которое выражается через приобщение к редкому феномену. (Коим, по умолчанию, выступают творения художников, скульпторов и архитекторов.) Поэтому до того момента, как указанная потребности не исчезнет – т.е., когда не нужно будет «распушать перья» перед началом конкурентной драки – все разговоры о том, что же реально стоит за тем или иным «творением» не имеют смысла. Поскольку даже академические круги несвободны от влияния на них типа общественного устройства, и, соответственно, указанного выше фактора.

Поэтому о том, есть ли у произведений искусства – и, даже если взять шире, «феноменов культуры» - действительно объективное значение, а так же о том, в чем оно состоит, можно говорить исключительно абстрагируясь от любых социальных иерархий. (То есть – никакой «официальной критики», по существу, быть не может, т.к., любой «официал» - это уже иерархия.) Но, разумеется, данный вопрос требует уже отдельного поста…

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
 Сначала он не волновался – ну мало ли, взбрыкнула, обиделась на него, не выходит на связь, отключила телефон – так уже было пару раз. Так что два дня он терпеливо ждал. Наберет несколько раз ее номер, послушает дурацкую мелодию, которую она ...
Традиционно делюсь давней записью о Дне Победы. Неважно, кто что думает об этом. Мы меняемся, ушедшие остаются такими же, какими были. Ради отца называю этот день Днем Победы, но для меня он уже давно день памяти и скорби, личный день. 1. Каждый год девятого мая я сажусь на ...
В честь 100-летнего юбилея российской анимации (в качестве отправной точки признается анимационная картина "Прекрасная Люканида, или война усачей с рогачами" Владислава Старевича, публично показанная в 1912 году) сто профессиональных режиссеров, ...
Эта неоконченная повесть Пушкина представляет собой как бы черновик, первый вариант сюжета для «Египетских ночей». — Для меня женщина самая удивительная — Клеопатра. Есть черта в ее жизни, которая так врезалась в мое воображение, что не могу ...
Кому хочется СВАЛИТЬ, нужно сваливать, факт. Однако при обсуждениях тем отъезда в сообществе "пора валить" приветствуется критика России, но модерируется критика западных стран. С одной стороны это вполне понятно, людям, которые ...