О том как немцы потопили вражеский пароход невзорвавшимися торпедами
von_hoffmann — 10.07.2024Немецкая подводная лодка малого класса U-61 |
Решил время от времени публиковать разного рода исторические курьёзы в своём блоге, для его оживления — V.H.
Сегодня очередная годовщина одного военно-морского казуса. 10 июля 1940 года немецким подводникам удалось потопить вражеское судно не сработавшими торпедами. Днём 10 июля 1940 года у северных берегов материковой Шотландии конвой OA-180, шедший двумя колоннами в сторону Атлантики, прошёл почти точно над германской подводной лодкой U-61 (тип IIC, командир обер-лейтенант Юрген Эстен). Лодка была под водой, и командир прикидывал, как бы так удачно всплыть, чтобы успеть торпедировать какое-нибудь судно. Из-под перископа удалось выстрелить двумя торпедами "Eto" в проходящий мимо фрахтер, и тут же пришлось снова уходить на глубину, чтобы избежать тарана судном другой колонны. Дистанция стрельбы была всего 200 м, поэтому оба «угря» не успели взвестись, так что взрывов не последовало — торпеды сработали в режиме учебных болванок. Тем не менее, голландский грузовой пароход «Alwaki» всё же пошёл ко дну…
Командир субмарины Юрген Эстен
Обычно при попадании торпеды без взрыва в корпус судна она оставляет лишь небольшую вмятину на наружной обшивке. Пароход «Альваки» же оказался настолько ржавым и гнилым, что простого кинетического удара торпеды оказалось достаточно, чтобы пробить наружную обшивку насквозь! Обе торпеды пробили дыры ниже ватерлинии и, из-за своей тяжести, вывалились из них, пойдя ко дну. Дыры были небольшими – чуть больше калибра торпед – и в них хлынула вода. Ввиду отсутствия взрывов атака осталась незамеченной для других кораблей конвоя – просто «Альваки» резко сбросил ход и вывалился из своей колонны. На судне услышали два сильных глухих удара подряд и, не поняв, что произошло, застопорили машины, начали спешно разбираться. Вода тем временем поступала вовсю. По счастливой (для Эстена) случайности обе пробоины оказались в таких местах, где к ним изнутри не подлезть никак. Одна в машинном отделении, где мешали всякие механизмы, а вторая – в трюме №2, заполненном углём, и (что ещё хуже) не удавалось задраить водонепроницаемую переборку.
Нидерландский грузовой пароход «Alwaki»
Судно шло в балласте, то есть имело довольно высокую осадку, ухудшавшую остойчивость. Вопрос, почему команда не озадачилась заведением на пробоины наружного брезентового пластыря, остаётся висеть в воздухе. Большая часть команды и 10 пассажиров-иракцев покинули судно в трёх шлюпках, но капитан с помощниками всё же не прекращали свои попытки сделать хоть что-то. К ним присоединилась группа моряков с канадского эсминца «St. Laurent», но вскоре крен судна достиг 45°, уголь в трюме начал смещаться, и все они покинули борт. Всех выживших забрал британский фрахтер «Harmonic», замыкающее судно конвоя. Британский буксир «Bandit» пытался зацепить и тащить «Альваки», однако вечером судно всё же затонуло. Вот так Юрген Эстен потопил судно невзорвавшимися торпедами.
или