О том, как литва пропила Брестский замок
von_buddenbrock — 29.01.2024Брест в 1657 г. Фрагмент рис. Э. Дальберга
В ночь на 29 декабря 1659 г. армия князя Ивана Андреевича Хованского подошла к Бресту по льду Западного Буга и «изгоном» взяла «большой город». Литовский гарнизон укрылся в замке и, не опасаясь больше противника за мощными валами фортеции, потерял бдительность.
Ночью 3 (13) января 1660 г. замок был взят штурмом царским войском.
О том, как это произошло в своем «Диариуше» (Дневнике) поведал литовский шляхтич Богуслав Казимир Маскевич.
«… Когда Хованский шел по Лидскому повету, (шляхта) Лидского повета выступила против него и переняла на мыте (таможне), где безуспешно пыталась причинить вред противнику на переправе, а тот посмеялся над нею – перейдя сбоку от брода, пошел дальше, оставив позади. Больше она не сопротивлялась, только венгерская пехота пана Посудзевского, т. е. надворная гетманская, и драгуны капитана "...", защищаясь, отступили за Неман.
Расчистив себе путь, неприятель направился прямиком на Гродно. Гродно сначала оборонялось, но потом из-за нехватки сил сдалось, хотя гродненский губернатор поклялся скорее умереть, чем уступить врагу.
Не задерживаясь там, противник двинулся на Подляшское воеводство, так как узнал, что все наши паны войсковые – одного товарищества, численностью 800 человек – были расквартированы вблизи Заблудова. Выступив на Рождество Божие 1659 года из Гродно, на другой день (Хованский) ворвался в Заблудов и высек там всех, кого встретил на церковной службе, набрав невольников и захватив много великой добычи, а затем, обыскивая окрестные дома, медленно чинил расправу.
Идя вслед за удачей, он направился в Брест и кого там застал, того не пропустил. А так как он действовал быстро, то едва не захватил сходу Брест, комендантом которого был его милость… Свенцицкий, пехотный ротмистр гетмана. А ввиду того, что они были хорошо подготовлены к обороне замка и имели более 2000 человек, отнеслись к противнику легкомысленно. К тому же противник, охваченный отчаянием, не пожелал терять людей при штурме и отступил.
Видя это, гарнизон в Бресте больше не считался с близким неприятелем. А поскольку враги отступили только перед одним видом (сильной) крепости, стал праздновать победу. В знак триумфа было приказано раздать пехоте вино из гетманских погребов. Даже сама старшина (офицеры) перепилась. В этой доброй надежде они даже не подумали выставить стражников.
Увидев это, сидевшие под арестом пленные московиты спустили с вала одного из своих солдат, чтобы сообщить Хованскому, что сейчас самое время атаковать, потому что все в замке пьяные. Он, не медля, как можно быстрее двинулся ночью с войском на Брест, а придя, немедленно начал штурм, имея при себе лестницы.
Противника заметили уже на валах, дали несколько залпов, но было уже поздно. Враг ворвался в замок, когда пехотный ротмистр танцевал с пани Беганской. Его едва не схватили во время танца, но он сумел убежать. Здесь уже москва не жалела никого, даже самого меньшого – весь замок заплыл кровью. Только трех офицеров оставили в живых, остальных предали мечу.
За это пролитие невинной крови Господь Бог осудит человека, её пролившего. Сам неприятель был удивлен, что так легко добыл такую фортецию (которую взять и не надеялся). Собрав там еще больше добычи, чем в Заблудове, он возгордился еще больше…».
Крепость и замок Бреста в 1657 г. Фрагмент рис. Э. Дальберга
|
</> |