О том, как культура и религия влияют на характер галлюцинаций
dpmmax — 29.03.2024При всей непредсказуемости (а таковая имеется, поверьте человеку с почти тридцатилетней практикой), некоторые тренды в том, какие именно галлюцинации у кого возникнут, всё же имеются.
Ну в самом деле, вряд ли стоит ожидать, что парню с едва законченным средним образованием голоса в голове нашепчут полный расклад математического обоснования телепортации. Вот товарищу из Бауманки... да и то — могут и ему подсуропить и просто втирать о гневе господнем, о наведённой порче и слежке со стороны госструктур — и безо всяких формул. Опять же, считается (именно считается, поскольку отдельных исследований на эту тему, насколько я знаю, не проводили), что дебилы галлюцинируют реже — как в абсолютном, так и в процентном отношении. Ну как в том анекдоте: мол, Иван, что значит — встань передо мной, как лист перед травой? Где встать? Как? У нас, лошадей, ассоциативный ряд победнее будет. Так и здесь: видимо, не за что зацепиться процессу, вызывающему эти самые галлюцинации. В массе своей.
И вот не так давно было проведено исследование на тему, кто какие галлюцинации чаще слышит (Тыц). Причём именно о слуховых галлюцинациях шла речь: всё-таки у зрительных, помимо того, что они реже встречаются, и природа иная — чаще интоксикации всякие да травмы с опухолями.
Итак, проводилось исследование сотрудниками Стэнфордского университета под руководством антрополога Тани Люрманн. Сравнивали, каков характер «голосов» у пациентов в Америке, Африке и Индии. И получили интересный результат.
Оказалось, что «голоса», которые слышат американцы, носят большей частью негативный, неприятный характер: грозятся, им бы всё пытать, вилкой в глаз ткнуть, голову отрезать или крови напиться. Ну или на войну, на битву, а то и просто на резню зовут. Причём голоса, как уверяли опрошенные, все по большей части незнакомые.
У опрошенных пациентов-индусов картина кардинальным образом отличалась. В половине случаев это были «голоса» кого-то из членов семьи, из родственников, которые распоряжались и давали команды — мол сделай то-то и то-то. Причём довольно мягко, как если бы старший говорил младшему. В других случаях были «голоса» носили спиритический-магический-мистический характер, но и тут в них не было ничего неприятного или пугающего — порой, напротив, какое-то игривое или даже с сексуальным подтекстом.
И, наконец, практически все опрошенные африканцы заявили, что хорошие, позитивные голоса они слышали. 16 из 20 так вообще сказали, что то был глас Божий. Мол, чего тут бояться — он же нас любит.
Вот такая разница. Коллега из Стэнфорда очень осторожна в выводах и старается не оттоптать мозоли, выражаясь лишь об особенностях культуры, религии и межчеловеческих взаимоотношений — в общих чертах. Мне же сразу вспоминается, как отвязно распевают те же кришнаиты своё «Харе, Кришна». А ещё представляется какая-нибудь христианская церковь, где прихожане сплошь чернокожие: «Расскажи нам, сестра, как ты пришла к Богу! — Я толкала наркоту, а потом услышала Его! — (Хор) Ааалилуйя!!» И все затягивают спиричуэл и начинают танцевать...
***
и в порядке саморекламы:
Издана моя новая книга «Чумовой психиатр»
P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме.
P.P.S. На моём же телеграм-ханале — самое свежее и много актуального из психиатрии. Ну и посмеяться тоже есть.
P.P.P.S. На площадке Sponsr (Тыц) — мною пишется новая книга. И здесь же есть возможность получить автограф на мои книги.