О том, что ребёнка надо воспитывать «по стопам отца»
_darkus_ — 15.08.2012 Вот очень часто я слышу тезис о том, что, дескать, нельзя пытаться воспитать из ребёнка «маленького себя». Вроде как ребёнок — это отдельная личность, а не приложение к родителям, которые и не должны, в связи с этим, пытаться восполнить в ребёнке то, чего сами не имели в детстве. Ну и тому подобные рассуждения. О чём они свидетельствуют?На мой взгляд, такие суждения свидетельствуют о принципиальном непонимании тех, кто их высказывает, желания отдельных родителей воспитать своих детей с уже предоставленной «форой в игре жизни». Применение «либерального подхода» к воспитанию, когда ребёнок воспринимается tabula rasa, ведёт только к тому, что такому ребёнку сложно сделать выбор из бесконечного множества альтернатив, которые ему родители заботливо не ограничили, а потому в огромном числе случаев такой ребёнок становится посредственностью. Ведь предоставляя так называемую «свободу выбора», многие используют это выражение как эвфемизм своему нежеланию брать на себя ответственность за будущее ребёнка.
Ответственный родитель поступает не так. Нет, он не рассматривает ребёнка как средство восполнения своих неудавшихся в детстве желаний (хотя часто это может выглядеть так). Вот, например, я сейчас покупаю старшему сыну в домашнюю лабораторию всё то, чего мне так не хватало в отрочестве — химическое оборудование и реактивы, разные инструменты, книги и т. д. Мы занимаемся опытами, исследуем различные натурфилософские проблемы. Постепенно я знакомлю его с основными положениями современной науки, даю какие-то базовые понятия в области программирования и автоматизации/компьютеризации. И это именно то, что я хорошо знаю, — потому я и обучаю своего сына тому, что мне самому хорошо известно. То есть вместо того, чтобы купить сыну iPad и предоставить его самому себе и игре «Злые птицы», я с ним усиленно занимаюсь тем, чем сам хотел заниматься в детстве, но не было таких возможностей, которые я сам сегодня могу предоставить своему сыну.
И я, в общем-то, плевать хотел на то, что говорят некоторые недальновидные родители, что-де не надо через ребёнка удовлетворять свои несбывшиеся детские мечты. Может быть это и так, но я вижу ситуацию совершенно по-другому. Да, я в какой-то мере ограничиваю своему сыну альтернативы. Вряд ли он станет музыкантом или художником (хотя я это не исключаю). Зато с большой долей вероятности он сможет стать учёным или инженером. У него остаётся вполне реальная свобода выбора той области, в которой он сможет проявить себя. Однако уже сейчас, в семилетнем возрасте, он получил хорошую фору перед своими сверстниками, с которыми ему придётся конкурировать в будущем. Так что свобода выбора будет проста — стать музыкантом, не имея никакой форы, или стать учёным, имея отличную фору.
Потому я и стою на позиции, что родитель должен воспитывать своих детей в том русле, в котором развит сам.