
О том, чего, по сути, не было.


У нас принято много говорить о т.н «русском роке», о его роли в обществе и т.п.
Ниже хочу поспорить с одним устоявшимся штампом, не знаю уж, кто первым его высказал.
Но, для начала, а, что такое «русский рок» вообще?
По сравнению с западным, в текстовой составляющей он преимущественно сильнее. Здесь, скорее всего, в первую очередь, влияние бардов, на которых воспитывались все. Во вторую, как ни парадоксально – худсоветов. Которые не выпускали «в люди» нечто подчёркнуто бесталанное. И, заметьте, текстовый уровень той же самой советской эстрады был сравнительно высок. Потому что, зачастую слова писали именитые советские поэты. Придворными они были, или нет – вопрос второй. Но, это был уровень.
Составляющая музыкальная. Наверное, нужно начать с того, что за составляющую эту в те времена гоняли всегда. Поэтому, слабать в клубе тот же самый «Дым над водой», хотя бы вступление, было уже мегакруто. И, скорее всего, именно на уровне запретов и сформировалось клише, что западная музыка – это то самое оно. Поэтому, стараться было особо не нужно. Можно было просто адаптировать под себя творчество той, или иной западной группы. Причём, не стоит забывать и самих условий и записи, и распространения материала. Когда писалось всё подпольно, «на дровах», и на таких же невнятных дровах с клеймами «Свема» и «Тасма» и распространялось. Это выпуск пластинки учит музыкальной культуре. А то, что было записано тогда, и, собственно говоря, и составило «золотой фонд» русского рока, было сыграно «поколением дворников и сторожей» и записано украдкой, из-за угла. Лишь бы было. Поэтому, о музыкальной составляющей никто не говорил – она была практически не важна. Нужен был общий фоновый примитивный музыкальный рисунок. Для песен, в которых поётся то, чего не услышишь с эстрады. Вот и всё.
Теперь, к самому клише.
Повторю – не помню, кто высказал мысль, что, дескать, русских рокеров нужно вешать за развал СССР на одном суку с Горбачёвым.
И с которым я категорически не согласен. При всём моём прохладнейшем отношении к русскому року как к таковому.
Теперь, почему.
Давайте просто вспомним страницы советских газет перестроечных времён.
Причём, то, что усиливалось день ото дня, а не год от года. – Антисоветская направленность советской прессы. Началось всё, дело ясное, с очередного развенчания культа личности. И эпохи застоя, естественно. То есть, та самая старая песня о том, как у нас ффсё плохо. И почему мы такие отсталые. Это тут же было подхвачено и низкопробным кинематографом, в который с удовольствием влезли и фигуры типа Рязанова. То есть, фон крепчал день ото дня.
При этом, я напомню, что в то время было принято читать газеты. Всем читать. И в кино ходили – хрен билеты купишь на помойку типа «Воров в законе», или на ту же «Забытую мелодию для флейты», после которой хочется просто застрелиться от осознания того, что весь советский мир подмяли под себя бюрократы и no future никому и никогда уже по полной. После чего, приходишь домой, читаешь о том, как пароход с паровозом столкнулись и об очередных зверствах сталинской клики. После чего, клиент упакован! И, что на этом фоне песенка «Мы ждём перемен»? – Ребята, вам не смешно? Мне – да.
Причём, если брать все серьёзные альбомы тогдашнего русского рока, качественной продукции, оказавшей влияние, вряд ли наберётся больше двух десятков. О чём говорим, вообще?
Что там было такого ярого антисоветского? Да, послушайте того же Высоцкого. Там «подрывных мотивов» - в тысячу раз больше. И, причём, Семёныч в тысячу раз талантливее всей этой публики вместе взятой. Поэтому, каждое его слово попадает в цель. Чем Союз разваливали – поисками в кармане пачки сигарет? Террористом Иваном Помидоровым? Революцией, которая научила нас? Не смешите мои тапки!
Да, достаточно было включить «Взгляд», и весь русский рок хило усыхал в уголочке.
То есть, с моей точки зрения – т.н. русский рок реализовал одно желание народа – слушать песни в рок-обработке на родном языке. Не более. Кстати, давайте разберёмся. По сути, то же самое было с большинством даже западноевропейских стран, где серьёзных коллективов – единицы. О братьях – демократах уже И не говорю. Почему? Да, скорее всего, потому, что это культура наглосаксонская. Их образ мыслей. Нравиться он может, но, войти в чужую реку очень трудно. И удаётся единицам.
Так что, не следует искать разрушительных тенденций там, где их нет. Просто, перестройка открыла этим чувакам двери в жизнь и возможность грести бабло. И, как всегда, большинство из них всё это тупо просрало. Как только стало всё можно, так и иссяк источник вдохновения. А тут подкрались «Ламбада» с «Ласковым лаем», и выгнали бунтарей со стадионов на хрен.
Вот и сказочке конец.