О технике, использовавшейся при освоении Северо-Востока

по Главному Управлению Строительства Дальнего Севера НКВД СССР.
Содержание: О емкости тачек в горных управлениях.
Учитывая многообразные размеры тачек на приисках горных управлений, ПРИКАЗЫВАЮ:
8се тачки на всех приисках должны быть единого размера 0,11-0,12 куб. м.
3апретить начальникам приисков делать новые тачки меньших размеров. Начальникам горных управлений проследить за исполнением данного приказа, организовав контроль за поделкой тачек.
(ГАМО. Ф. р-23сч, оп. 1, д.48, л. 184. Подлинник. Цит. по Бацаев И.Д., Козлов А.Г. Дальстрой и Севвостлаг НКВД СССР в цифрах и документах: В 2-х ч. Ч. 1 (1931-1941). Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2002. С.180)
Именно тачка была основным средством механизации в Дальстрое.
Например, Аляскинская магистраль - основная трасса штата - шириной 20-24 м (колымская - 7,5 м) и протяженностью 1650 км была в основном закончена за 8 месяцев 1941 г. В отличие от Дальстроя, где на 100% применялся рунной труд, строительство на Аляске велось с широким применением средств механизации. На работах было занято 17 тыс. рабочих, 7 тыс. разных машин и механизмов, с том числе 915 тракторов, 4180 грузовых машин, 330 скреперов, 214 экскаваторов, 228 автогрейдеров, 65 походных мастерских и 200 передвижных электростанций. Вся магистраль разбивалась на эксплуатационные участки длиной 100 км и дорожные 50 км.
... Иная ситуация складывалась на Колыме. В УДС Дальстроя основной рабочей силой являлись заключенные (более 8 тыс.) Севвостлага, а главными инструментами - кирка, лопата, тачка. В 1935 г. из 3 101 969 куб. м грунта тачками вывезено 2 126 126,в 1936 г. из 3 269 29б куб. м - 2 000 006, в 1937г. из 1 846 166 куб. м - 1 096 306. В предвоенные годы доля ручного труда стабильно удерживалась на уровне 80-90%.
(Указ. ист. с. 13)

Грейдер Caterpilar выпуска 1930-х годов