О сладости порока
fritzmorgen — 17.01.2012Правильные люди вызывают скуку и недоумение. Как говорила Коко Шанель, «никогда не встречайтесь с мужчиной, у которого в кошельке есть кармашек для мелочи».
Покойница, вероятно, не имела бы со мной никаких дел: у меня в кошельке кармашек для мелочи таки есть. Впрочем есть мнение, что госпожа Шанель предпочитала женщин и, следовательно, наличие кармашка для мелочи в кошельке у мужчины ей было глубоко безразлично…
В любом случае, безотносительно пристрастий этой светлой личности. Мы должны признать, что пропаганда здорового образа жизни вчистую сливает пропаганде порока. Праведность скучна, грех привлекателен. Поэтому когда меня спросили, почему я не возмущаюсь песнями Ваенги про абсент, табак, водку и кокаин, я даже не нашёл сходу что ответить.
С одной стороны, пропаганда наркотиков — это не есть хорошо. Лично я не курю, не пью и не употребляю других аналогичных веществ, почти как монах. Но… должно же у взрослых людей быть право если не предаваться пороку, то хотя бы читать или слушать о нём?
Вы задумывались, сколько песен посвящено пороку? «Закурим перед стартом». «Пристань загулявшего поэта». «А в ресторане, а в ресторане». «Найти дешевых женщин и вина». Включите какое-нибудь радио и посчитайте: сколько там будет песен со строчками типа «выпьем за любовь». Скорее всего, таких песен будет около половины или даже больше.
Нет, я понимаю, в реальной жизни от разног рода пороков лучше держаться подальше. Пьяные свиньи омерзительны, а д'Артаньян со своей гоп-компанией бретёров — задиристый подонок и эталонное быдло. Но... нельзя же быть таким скучным? Кого мы обманываем? Мы любим не примерных девочек и послушных мальчиков, а разного рода жуликов и воров, ага.
На самом деле у нашей любви к пороку есть несколько логичных объяснений.
Во-первых, люди с недостатками ближе нам, роднее. Они выглядят именно людьми, а не правильными биороботами.
Во-вторых, праведники, как правило, на поверку оказываются редкостными занудами, которые своими скучными проповедями могут и собаку заставить пускать бессильные слёзы на ковёр.
В-третьих, если уж мы сами по каким-то причинам не можем купить билет до Сомали, чтобы сколотить там шайку головорезов и грабить мирные танкеры с сотнями нефти, мы хотим хотя бы читать вымышленные истории про тех, кто сумел осуществить нашу мечту.
И, наконец, настоящий герой должен быть смелым и сильным: способность наплевать при необходимости на весь мир и нарушить правила у настоящего героя должна присутствовать обязательно. Помните, что сказал Гекельберри Финн, когда перед ним стал выбор — поступить как хороший мальчик или сохранить верность своему чёрному другу? Он сказал: «Ну что ж делать, придется гореть в аду». Если бы он сказал иначе, я бы, наверное, очень сильно в нём разочаровался.
Подведу итог.
Конечно, всякая реклама алкоголя, сигарет и других наркотиков должна быть запрещена. Но если, скажем, лесные разбойники в фильме едят мясо и пьют вино… что же, пусть едят. Мне категорически не близка идея кастрировать искусство из соображений минимизации риска и вреда. Пусть Макаревич, если ему угодно, переделывает свои старые песни, убирая из них спиртное… но я всё равно буду продолжать слушать старый, вредный для моего душевно здоровья оригинал.
В общем, я вижу пока во всём этом ровно одну проблему. Как смогут законодатели отличить настоящее искусство — типа песен Высоцкого и стихов Пушника — от коньюнктурной пошлости типа шуток про пятницу на второсортных радиостанциях?
Похоже, что никак. И это значит, что как минимум для песен вводить цензуру на наркотики и алкоголь пока рановато.
|
</> |