О секретных статьях бюджета России
bmpd — 16.10.2016
В журнале
"Огонек" от 17 октября 2016 года опубликовано интервью
с Василием Зацепиным, заведующим лабораторией военной
экономики Института экономической политики имени Е. Гайдара. Ряд
моментов в нем представляет интерес.
В правительственном проекте поправок к госбюджету текущего года,
некоторые детали которого стали известны на прошлой неделе,
секретные статьи увеличены на 678,3 млрд рублей. А бюджет 2017 года
предполагает, что так называемые закрытые расходы составят около 18
процентов. "Огонек" разбирался, для чего потребовалось наращивать
секретность.
(с)
Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
Предложение Минфина увеличить секретные статьи текущего
бюджета застало врасплох экономических и военных экспертов. В
соответствии с внесенным в Госдуму правительством законопроектом
ассигнования федерального бюджета по разделу "Национальная
оборона", военные расходы, достигли максимума за все послесоветское
время — 3 трлн 889 млрд рублей, или 23,87 процента федерального
бюджета. А если сопоставить с объемом ВВП, то это более 4,7
процента.
Но это еще
не все засекреченные статьи бюджета: деньги на оборону и
безопасность выделяются также по разделам "Национальная экономика",
"ЖКХ", "Образование", "Здравоохранение", "Физкультура и спорт" и
даже "Культура и кинематография". Глава Минфина при этом получает
право самостоятельно (то есть без утверждения в Госдуме) изменять в
пользу армии и ОПК до 10 процентов госбюджета. И наконец, самое
главное: Минфин предлагает не обсуждать перераспределение расходов
в пользу силовиков не только в СМИ, но даже среди гражданских
министров, депутатов и сенаторов.
Что
происходит? Зачем вдруг срочно понадобились немалые деньги? Зачем
правительство пошло на увеличение бюджетного дефицита? Ведь должно
было случиться что-то экстраординарное, такое, что деваться
некуда,— надо платить. Эти вопросы "Огонек" задал Василию Зацепину,
заведующему лабораторией военной экономики Института экономической
политики им. Гайдара.
— Речь не
идет о новых вливаниях в ВПК. Просто пришло время расплаты по
кредитам, которые банки выдавали предприятиям и организациям
оборонно-промышленного комплекса. Год назад, когда верстался бюджет
2016 года, чиновники Минфина об этом забыли. А может, сознательно
не вписали, чтобы не завышать дефицит бюджета, иначе могли быть
возражения в Госдуме. Как бы там ни было, теперь надо возвращать
банкам деньги, потому что кредиты выдавались под гарантии
государства.
—
Подождите, а разве госпрограмма вооружений до 2020 года
осуществляется не за счет госбюджета?
— Для ее
финансирования в 2010 году правительством была выбрана
"инновационная" схема, сочетающая бюджетные ассигнования и
банковские кредиты под государственные гарантии. Владимир Путин,
тогда еще премьер-министр, объявил о начале Государственной
программы вооружений до 2020 года (ГПВ-2020) общей стоимостью в 20
трлн рублей. Можно было строить такие планы, ведь нефть продавалась
по 120 долларов, и многие уверяли, что вскоре вырастет до 200 и так
будет всегда.
— Ну вы
знаете, что во второй половине 2012 года и в 2013-м российская
экономика резко затормозила, хотя цена нефти еще держалась около
100. Потом она вообще упала. Уже в 2014 году стало ясно, что от
избранной схемы лучше отказаться: бюджет не сможет финансировать
ГПВ-2020. Кому пришла в голову идея подключить к этому делу
госбанки, сейчас установить трудно. Говорят, что сами банки и
пролоббировали постановление правительства РФ от 6 февраля 2013
года N 97 "О государственных гарантиях Российской Федерации по
кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного
комплекса на реализацию проектов, осуществляемых в рамках
федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного
комплекса Российской Федерации на 2011-2020
годы"".
— А на
что рассчитывали банки?
— Они
думали, что, вложив деньги в оборонную промышленность под наши,
российские, высокие проценты, перекредитуются на Западе и получат
дешевые деньги. И стране помогут, и прибыль получат. Однако в
2014-м на них были наложены санкции, и красивая схема рухнула.
Справедливости ради надо сказать: многие чиновники Минфина и
Минобороны были против этих схем.
— Сумма
этих кредитов известна?
— Да, она
составляет 1221 млрд рублей. И сейчас государство должно выплатить
банкам чуть больше половины.
—
Получается: когда половина населения поддерживает высокие траты на
оборону — а это данные ВЦИОМа прошлой недели,— на самом деле они
голосуют за это?
— Именно
так. Никто ж не объясняет, что на самом деле
происходит.
— А
разве оборонные предприятия сами не могут выплачивать
кредиты?
— Взятые
кредиты предприятия сами и возвращают, правительство при этом, как
правило, помогает субсидиями выплатить проценты. Но ответственность
по кредитам в рамках указанной схемы лежит на правительстве. При
обновлении вооружений львиная доля расходов идет на НИОКР и
создание опытных образцов. Это прямые и невозвратные затраты.
Выпущена некая продукция. Какая именно и сколько — эти данные тоже
засекречены. Но деньги освоены, и теперь банки хотят получить их
обратно, и не только кредиты, а желательно еще и проценты.
Предприятия вернуть такую сумму не могут: дело еще не дошло до
массового производства и неизвестно, когда
дойдет.
— Откуда
же Минфин возьмет эти 678,3 миллиарда?
— Больше
половины, 374 млрд рублей,— за счет сокращения финансирования
государственных программ, например "Развитие транспортной системы",
"Социальная поддержка граждан", программ социально-экономического
развития регионов и других, а также за счет снижения расходов на
административный аппарат. Еще чуть более 300 млрд — за счет
увеличения бюджетного дефицита, который теперь составит 3,6
процента ВВП.
— Ну
ладно, сейчас мы заткнем дыру. Но вложения в ВПК, как говорят,
должны приносить отдачу. Возможен ли мультипликативный эффект от
таких вложений в экономику? Ведь многое из того, чем мы сейчас
пользуемся в жизни, создавалось в рамках военных
программ.
— Это
общеизвестно. Но не все при этом обращают внимание, что это были не
российские программы. И у нас эта закономерность тоже действует, но
результат небольшой. Знаете, изобретенное нашим великим инженером
Александром Поповым радио было засекречено царским морским
министерством, тоже из соображений секретности и национальной
безопасности. Интернет и мобильная связь были созданы не в СССР и
не в России. Наши инженеры не могут использовать в гражданском
секторе изобретения и инновации, сделанные в ОПК. Значительная их
часть заточена под вооружения и в потребительских товарах
использована быть не может. А та часть, что может, настолько
засекречена, что даже в самом ОПК не все о ней знают. Сейчас
реализуется идея создания региональных кластеров, объединений, в
рамках которых предприятия, организации ОПК могли бы обмениваться
такой информацией, но дело идет очень трудно. Закон о
государственной тайне не меняется и трактуется он весьма
расширительно. Что мы и видим на примере засекреченных статей
бюджета.
— А
они, судя по вашим пояснениям, имеют только одну тенденцию — к
росту. Наша экономика выдержит такие
расходы?
— Она уже
не выдерживает. Я думаю, что экономическое развитие остановилось не
только из-за падения нефтяных цен или западных санкций. Военная
нагрузка увеличилась до таких размеров, что стала тормозом
экономики. Поэтому решение правительства снизить ее во вносимом в
Госдуму проекте трехлетнего федерального бюджета начиная со
следующего года на 1 трлн рублей является совершенно правильным,
хотя и запоздалым. Если основные деньги идут в оборонку, то на
инвестиции в гражданские отрасли ничего не
остается.
Почему
Минфин не сократил расходы на национальную
оборону
Я знаю,
что Алексей Кудрин был противником наращивания военного бюджета.
Однако бюджет рос и рос. Например, с 2005 по 2013 год доля
засекреченных статей в госбюджете увеличилась с 11,3 до 16,4
процента. Антон Силуанов тоже постоянно говорил о снижении военных
расходов. В июне этого года предлагал сократить их до 3,2 трлн
рублей. В сентябре тоже намеревался снизить эти траты — на 6
процентов. Вот и сейчас обещают, что в следующем голу они будут
снижены на 3 процента... А премьер Дмитрий Медведев говорил в
апреле 2015 года: "Необходимо сократить расходы на оборону и
безопасность перед угрозой исчерпания Резервного фонда". Но они,
расходы, все выше и выше. И уже мнится, что ни Минфин, ни
правительство с этим совладать не могут.
— Не
кажется ли вам, что ситуация с ростом военных расходов напоминает
последние три года СССР?
— Да почти
точное совпадение. С 1989 по 1991 год военные расходы увеличились с
77,3 до 120 млрд рублей --сумма для последнего года существования
СССР до сих пор официально не опубликована и известна лишь из
мемуаров Михаила Горбачева. Причем происходило это уже после
падения цен на нефть в 1986 году в два с половиной раза, не буду
напоминать, чем это закончилось.
—
Выходит, мы опять наступаем на те же
грабли?
— В
статистике есть понятие "большая тревога". В 1988-1990 годах все
бегали, искали, считали и не могли понять, сколько же мы тратим на
оборону и безопасность. Юрий Маслюков, который был у нас первым
зампредом Совета министров, с какой-то непонятной гордостью
рассказывал, что материалы для членов политбюро печатали с
пропущенными цифрами, а потом специально допущенный сотрудник
вписывал их от руки. Просто предел секретности! Не хочется верить,
что мы к этому приближаемся.
— Все
больше и больше военной тайны?
— Тут
трудно иронизировать. Я думаю, что механизм гостайны в нынешнем
виде защищает не столько национальные интересы, сколько интересы
коррупционеров. Об этом, собственно, Владимир Путин писал в своей
статье в "Российской газете" в 2012 году: чрезмерная закрытость
ведет к снижению конкуренции, взвинчиванию цен на военную
продукцию, получению сверхприбылей, идущих не на модернизацию
производства, а в карманы отдельных коммерсантов и чиновников. В
общем, как президент сказал, так оно и получилось. Ситуация очень
серьезная, а вопрос, как из нее выходить,
открытый.
Беседовал
Александр Трушин
Несмотря
на то что военные расходы в наших документах строго засекречены,
международные организации имеют свои источники информации и
представление, сколько Россия тратит на вооружение. Вот как
выглядит соотношение военных расходов и ВВП США, Китая и России, по
мнению международных экспертов
Номинальный ВВП, млрд долларов
Военные
расходы, млрд долларов
Соотношение военных расходов к ВВП
Источники:
Международный валютный фонд, Всемирный банк. 2015
год