О самоуправлении, городской среде и рефлексии
anderson_mike — 22.06.2016А вот, увлекательное кено про демократию, местное самоуправление и все эти вещи.
Вкратце, содержание такое: собрались депутаты Бибирево, Лианозово и Северного Медведково, и сказали свое решительное "нет!" проклятой выделенной полосе. Рассказ о том, что маршрутами НГПТ, проходящими по выделенной полосе, пользуется 187 тысяч пассажиров вдень, а скорости движения из-за пробок падают в 1.6-1.8 раза, впечатления на депутатов никакого не произвели. Совершенно ничуть их не тронуло даже сравнение числа пассажиров и автомобилистов, которых тут всего 20 тысяч в день (я сам немного удивился, думал, несколько больше).
Почему так? Может, это плохие депутаты? Может, они не представляют интересы своих избирателей, не знают их чаяний, проблем и надежд?
Не знаю уж, какие это депутаты, но борются с выделенной полосой, снимают и выкладывают это кено они именно потому, что уверены: именно это поможет им выиграть выборы, именно это нужно от них избирателю. Но как так вышло? Почему интересы 187 тысяч пассажиров оказались менее важны, чем интересы даже не 20 тысяч проезжающих тут автомобилистов, а нескольких сотен припаркованных машин, которыми и занята сейчас правая полоса?
А потому, что современная муниципальная демократия у нас - это не демократия интересов, это демократия жалоб. Общество не осознает происходящее на дороге (187 стоящих в пробках или просто дольше ждущих свой автобус пассажиров vs несколько сотен припаркованных авто) как конфликт интересов, который объективно существует и может быть разрешен при помощи механизмов самоуправления. Поэтому наличие объективного конфликта интересов ни к чему не ведет, т.к. субъективно он не воспринимается как таковой. Вместо этого, общество считает своим правом и обязанностью жаловаться на любые действия властей, независимо от того, чем они продиктованы, а обязанностью властей - жалобы удовлетворять. И власть, в общем, с обществом в этом согласна. Хотя на самом деле обязанность власти - разруливать конфликты интересов.
Поэтому никто из депутатов и не ожидает никакого подвоха со стороны этих 187 тысяч, но очень даже ожидают - со стороны тех, кому придется ставить машину куда-то в другое место. Объективно это приводит к тому, что совершенно демократическим образом с полного согласия всех причастных, в особенности - со стороны общества, интересы нескольких сотен владельцев припаркованных авто оказываются выше интересов 187 тысяч пассажиров НГПТ.
И тут мы плавно переходим к Моей Улице, как к самому значительному источнику физических изменений изменений на улицах города и, что важнее - в общественном сознании. Сегодня не будем говорить о несчастных страдальцах, которые более не смогут приехать в центр на ласточке-девяточке и бросить ее где вздумается. Сегодня поговорим про прогрессивную публику.
Я конечно понимаю, что то, что делается сейчас - далеко не Европа. Мысли о потраченных 123 миллиардах, рассматривание фоточек из европейских городов и чтение статьи Ревзина навевают уныние. Действительно, когда читаешь одновременно восхваления мудрому курсу на снижение количества автомобилей и многократному ускорению строительства развязонек и расширений дорог, когда читаешь про баранов, которые не хотят ходить по асфальту, а хотят по плитке, зато водоотвод и ливневка им совершенно не уперлись - тут да, рука немного прилипает к лицу.
Но уныние, друзья мои, не зря смертный грех. Вы начинаете писать "аааа, все плохо и говно, не надо этого ничего вообще, уберите пудинг, давайте либо сразу Цюрих, либо идите в жопу со своими реконструкциями". То есть пишете абсолютно то же самое, что пишут люди, которых волнует парковка для девяточки. "Уберите, перестаньте, не надо ничего, все это плохо". Уже одно это тревожный звоночек.
Легко и приятно поступить так: сначала определить свое отношение к городскому правительству, ну там, плохое оно или хорошее. А потом, в соответствие с принятым решением, либо ругать все подряд что оно делает, либо наоборот, хвалить. Этого же требует от нас партийная дисциплина: "определись, товарищ, ты с нами или с ними?!!" Конь-тента так получается много, опять же, но пользы от этого никому и никакой.
Мне кажется, что нам неплохо бы лет хотя бы через 20 жить в хорошем городе, с хорошей городской средой. Это будет возможно только если удастся сформировать в обществе запрос на эту среду, если общество поймет, что в этом состоит его объективный интерес. И, внезапно, если обществу говорить, что хорошо - это Цюрих, а все что делают здесь и сейчас - это плохо, плохо, плохо - то никакого прогресса тут не будет, никакой запрос никогда не сформируется, и все вот это вот в таком виде и будет происходить вечно.
В городе происходит множество изменений. Все улицы делают по-разному. Где-то деревья сажают в грунт, где-то в кадки, где-то их нет вообще; где-то проезжую часть сужают, где-то нет; где-то парковки убирают совсем, где-то нет; где-то делают выделенные полосы, где-то нет; где-то будут зебры, где-то нет; где-то общественное пространство получится, а где-то будет унылая гранитная плешь, и так далее.
Это огромное поле для рефлексии, для понимания того, какие интересы каких групп населения затронуты, и каким именно образом, какие решения удачны, а какие нет, и почему, и т.д. Я думаю, что заняться такой рефлексией будет примерно в миллион раз полезнее для общества, чем бесконечным и бессмысленным восхвалением или поношением этой программы и правительства в целом, без конкретики; а также разговорами о 123 миллиардах. Если бы не Моя Улица, их как тратили на развязоньки, так и продолжили бы тратить, не говоря худого слова и не вызывая брожения в умах, кстати.
Цюрих сразу не получится, к сожалению. К нему надо идти во много шагов, преодолевая инерцию управленческого аппарата, и инерцию общества тоже. И поэтому, мне кажется, важно сосредоточиться не на том факте, что мы все еще почему-то не там, а на тех мелких шажочках, которые делаются, и на рефлексии вокруг этих шажочков.
Именно поэтому факт перенастройки Аркадием одного светофора в Сокольниках кажется мне здесь и сейчас намного важнее того, что на 665 оставшихся светофорах пешеходы ждут зеленого по полгода.
|
</> |