
О роли Кавказа в освобождении Ленинграда

Самый жирный из грантов, выделенных Владимиром Путинным на поддержку социальных проектов НКО, достался Институту евразийских исследований. Если верить газете «Ведомости» (а я не вижу причин ей не верить), девять с половиной миллионов бюджетных рублей уйдут на изучение роли кавказцев в освобождении блокадного Ленинграда. Более важных социальных проектов у российских НКО не нашлось.
Ранее правительство выделило четыре с половиной миллиарда рублей на программу поддержки толерантности (о лицемерной сути этой программы я писал здесь). Вряд ли ошибусь, если предположу: изучать роль кавказцев в освобождении Ленинграда нужно для того же – для поддержки толерантности и единства народов России. На мой взгляд, это какая-то шизофрения.
Если вы хотите, чтобы история Великой Отечественной войны действительно сплачивала народы России, относиться к этой войне нужно ровно так, как к ней и относились во времена СССР: как к борьбе многонационального советского народа против фашистских захватчиков. Никто ведь не спорит, что свой вклад в Победу сделали и татары, и якуты, и чуваши, и ингуши, и, разумеется, русские (в первую очередь русские, просто исходя из их количества). Если же вы собираетесь выпячивать роль какого-то народа, то добьетесь не межнациональной дружбы, а межнациональной розни. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы это предсказать.
Вот показательный пример. В 2005 году президент Владимир Путин заявил следующее: «Немногие знают, что примерно одна треть защитников Брестской крепости состояла из чеченцев». Думаю, Путин хотел, как лучше: возвращение Чечни в состав РФ и попытка примирить русских и чеченцев для него чуть ли не личный проект, которым он гордится. Но «получилось, как всегда».
Заявление, мягко говоря, смутило историков. Известно, что около трехсот человек из Чечено-Ингушской ССР за два призыва были направлены в гарнизон Брестской крепости (среди них, кстати, были и русские; да, в те времена в Чечне и Ингушетии жило немало русских). Общее количество защитников крепости приблизительно оценивается в 7-8 тысяч человек. Большинство из них до сих пор не идентифицированы, а среди тех, чьи имена занесены в книгу «Память» и увековечены в плитах мемориала, три чеченца и один ингуш. Разумеется, вклад чеченцев и ингушей четырьмя человеками не ограничивается, но где Путин нашел 2700 чеченцев, оборонявших крепость, вопрос открытый.

В качестве примера «альтернативной героики» могу порекомендовать эту статью. Бахвальский тон впечатляет («Множество раз наши чеченцы представляли и представляют себя самым решительным образом на мировой арене. Когда решалась судьба жизни и смерти всего советского народа, когда на карту было поставлено выживание представителей Европы, Северной Африки и других частей света, именно чеченцы начинают проявлять себя самоотверженно на благо человечества»). Впрочем, до конца я эту статью дочитать не смог. Конкретно, дочитал до фразы «долгие годы советская пропаганда скрывала имя чеченца Абдул-Хакима Исмаилова, который первым водрузил Всемирно известное знамя победы на Рейхстагом», а потом бросил. Бросил, так как Абдулхаким Исмаилов был кумыком, а первым водрузил знамя Победы отнюдь не он. Первыми были Алексей Берест, Мелитон Кантария и Михаил Егоров, а Абдулхакимов участвовал в знаменитой постановочной съемке Евгения Халдея.
Суть, впрочем, не в этом. А в том, что исторические изыскания (больше напоминающие пропаганду) о чеченцах вылились в такие холивары в Интернете и отобразились таким количеством глупости и ненависти, что для меня, например, очевидно: поднимать данную тему я таком контексте явно не стоило. Межнационального мира ради.
А теперь я попробую предсказать, чем закончатся исторические изыскания о роли кавказцев в освобождении блокадного Ленинграда за девять с половиной миллионов рублей (и тут, наверное, стоит отметить, что Институт евразийских исследований мало похож на научную организацию, НКО как НКО). Деньги попилят и освоят, но исследование все-таки появится и уйдет гулять по Интернету. Акцент будет сделан на тех кавказцах, республики которых входят в состав РФ (мне почему-то кажется, что грузины исследователей заинтересуют в последнюю очередь). Будет много сказано про их подвиги (которые, безусловно, были) и ни слова о вкладе тех же народов в коллаборационизм, дезертирство и людоедство (хотя этот вклад, как и вклад в Победу, сделали все народы).
Потом количество «кавказцев» удвоится. Затем утроится. На своих страничках в «Вконтекте» кавказская молодежь, не мигнув глазом, будет писать о том, что Ленинград освобождали, в основном, чеченцы, ингуши и дагестанцы. В сумме все это вызовет предсказуемое неприятие у русских. Начнутся холивары, усилятся разговоры про «правильно вас Сталин депортировал». Кавказцам напомнят про Северокавказский полк СС, про коллаборационизм, дезертирство и про Абдурахмана Авторханова лично (кстати, удивительное дело: чеченцы умудряются гордиться Авторхановым и защитниками Брестской крепости одновременно; русские, гордящиеся и Жуковым, и Власовым мне не известны, обычно что-нибудь одно).
Словом, исследование лишь подхлестнет волну взаимного неприятия, упреков и ненависти. Станет еще одним поводом для национальных «срачей» в Интернете.
С такой борьбой за межнациональную дружбу никакой межнациональной вражды не надо.
|
</> |
