О Революции и современной власти
anlazz — 27.10.2017 В продолжение предыдущего.Если уж вести разговор об реакции блогосферы, то следует сказать, что для нее вообще характерны весьма странные запросы. (Которые, кстати, мало связаны с запросами «в реале», где люди воспринимают мир гораздо реалистичнее.) Особо это относится к т.н. «либеральному сегменту», где вообще господствуют какие-то «эльфийские» идеи, причем порой настолько абсурдные, что вообще странно, как любой разумный человек может воспринимать их всерьез. Впрочем, и «либералы» тут не предел – скажем, многие «конспирологи» и «сторонники заговора» способны в этом плане заткнуть их за пояс. Однако о данном явлении надо говорить отдельно. Тут же я хочу обратить внимание на «левый сектор» - который по сравнению со всем остальным кажется заповедником логики и здравомыслия. Однако и в нем встречаются вещи, которые способны неслабо удивить. Например, можно взять такую тему, как отношение современной российской власти к советскому времени. В последнее время оказалось, что очень многих, весьма и весьма адекватных людей, очень волнует этот вопрос. В том смысле, что очень порой они удивляются, узнав, что власть относится ко всему, что связано с СССР, не сказать, чтобы положительно. Например, каждый раз, когда устраивается парад на Красной Площади, происходит тщательная драпировка мавзолея В.И. Ленина. Или, скажем, практически все государственные деятели, говоря о проблемах нашей страны, постоянно упоминают т.н. «сталинские репрессии» в качестве чего-то, крайне ужасного. Или вот сейчас отказывается, что власть вовсе не собирается отмечать столетний юбилей Великой Октябрьской Социалистической Революции.
Да, вот так: столетний юбилей величайшего события в истории страны, а в честь этого не то, чтобы парада, но просто захудалого салюта – вроде тех, что в обилии запускаются на каждый «день Города» - даже не предвидится. Да что там салюта: выходного дня с праздничным концертом – и то нет. Разве сравнить это с тем, как праздновался, скажем, полувековой юбилей 1917 года! Тогда это дело начиналось не за год даже, а за несколько лет до самого события: постоянно рапортовали, давали обещания догнать-перегнать, выполнить-перевыполнить, что-то строили в невероятных количествах… (А, скажем, о снятии «революционных» фильмов и упоминать не стоит.) Что же касается самой даты, то сейчас даже представить тяжело, насколько грандиозными были торжества, включающие в себя и салюты, и парады, и демонстрации по всей стране.
* * *
Правда, это празднования устраивала Советская власть. А теперь у нас – власть антисоветская. В том смысле, что ведет она свое происхождение от знаменитого переворота 1991 года, происходившего исключительно под «знаменем» отказа от Совка. (На этом фоне даже события октября 1993 года выступают второстепенными – поскольку, несмотря на формальную принадлежность одной из сторон к Советам, общий настрой их был антикоммунистическим и антисоциалистическим. То есть, антисоветским в общем плане.) Впрочем, это уже частности – основной посыл всех постсоветских десятилетий состоял и состоит до сих пор в одной-единственной идее: в том, что следует жить как угодно, но только не так, как в СССР. Именно поэтому все варианты «социальных проектов», которые поддерживаются господствующей политической системой, представляют собой ничто иное, как варианты отрицания «Советского проекта» - в плане того, что неизменно строятся на идее фундаментального неравенства людей. (Почему так произошло и что заставило бывших советских людей принять полностью обратную официальной идеологию, надо говорить отдельно. Тут можно только упомянуть то, что именно «обратность» ее к господствующим в советское время представлениям и стало основанием этого.)
И вот на этом фоне возникают требование к существующим властям праздновать столетие Великой Октябрьской Революции! То есть – от лиц, для которых базовой основой представлений является признание неполноценности одних людей (быдла, масс) и сверхценности других (своего круга) – требуют признание (!) и радость (!) от события, которое привело к торжеству противоположной идеи. А совершенно естественное заявление о том, что «праздновать тут нечего», воспринимают с удивлением. (Кстати, тут даже «формальное» рассмотрение проблемы, без залезания «вглубь», прекрасно показывает, что к чему: для чиновника уровня Пескова уровень жизни в дореволюционное и послереволюционное время различался на порядки. Так чему он должен радоваться – тому, что слесаря и хлеборобы стали жить лучше? Но какое дело пресс-секретарю президента РФ до слесарей и хлеборобов?)
Однако при приведении столь банальных утверждений сторонники необходимости празднования Революции начинают выдвигать разнообразные контраргументы, состоящие в том, что нынешнее могущество России основано именно на советских достижениях. На заводах, фабриках, дорогах, портах, трубопроводах и разведанных месторождениях. А так же – на созданном СССР военно-промышленном комплексе, обеспечивающем неприкосновенность всего этого. Более того, само современное положение РФ – начиная с постоянного членства в Совете Безопасности ООН и заканчивая традиционным учетом интересов со стороны развитых стран – определяется, в большинстве своем, именно «советским наследством». (Даже сама независимость РФ есть прямое следствие существования в свое время СССР – ведь в 1990 годы только уверенность в том, что «русские - это советские», позволило избежать разделения и поглощения России.)
Но насколько все это совершенно разумно, настолько и совершенно бессмысленно. По той простой причине, что в рамках существующего представления ценность «оказанной услуги» равна нулю. То есть, поскольку все советские достижения в любом случае относятся к прошлому, то оказание им какое-то внимания не имеет никакого смысла. Но самое главное тут то, что относится ко этому «наследию» современная элита исключительно по «утилизаторски» - в том смысле, что воспринимает исключительно, как «субстрат», на котором уже и формируются «настоящие ценности». Ну, в том смысле, что все эти концерны, корпорации и прочие «гиганты капиталистической индустрии» на самом деле воспринимаются своими «хозяевами», как новые предприятия. А лежащие в их основании «совковые заводы» просто не замечаются. (Причем, это не столько какая-то психологическая причуда самих «хозяев», сколько особенность современного мировоззрения, для которого важны именно отношения собственности. И если их нет – а в СССР было практически так – то значит, вообще ничего нет. Это, по сути, фундаментальное свойство капитализма, и обойти его никак невозможно.)
* * *
Таким образом, для включенного «в систему» человека никакие аргументы в пользу «уважения советского наследия» не имеют смысла. Для него все советское – это что-то из области жизни эльфов, даже если он в свое время и был активно в нее включен. (Да, личная психология – это функция от психологии общественной, которая первична! И если для общественного сознания что-то изменяется, то это автоматически ведет к «корректировке» в сознании личном. ) А значит, никакой ценности Революция 1917 года для властей, и вообще, элиты «новой России», не несет и нести не может.
Ну, а что касается народа, то последний, как известно, может рассчитывать на учет своих интересов только тогда, когда обретет возможность оказывать воздействие, сравнимое с воздействием «господ». То есть – когда становятся вероятными согласованные действия миллионов слабых людей, в результате этого позволяющие «складывать» их слабое «могущество» в единый громящий кулак. Пока же этого нет, все надежды на учет интересов «низших» бессмысленны – в том смысле, что за исключение источника рабочей силы они «хозяев» не интересуют. (А если идет деиндустриализация – то и рабочая сила не нужна.) Так следует понять одно: единственная возможность навязать властителям ценность Революции состоит в обретении механизмов солидарного действия…
Впрочем, когда таковое случится, то появление «уважения к прошлому» окажется самым минимальным из фундаментальных изменений. Но об этом, понятное дело, надо говорить отдельно…
|
</> |