О репутации и лжи


Уже как-то писал на эту тему в заметке "О доверии и репутации", но решил продолжить. Думаю, что уже все заметили, что в постсоветскую эпоху все политики у нас решительно предали забвению не только свое прошлое (а теперь и настоящее уже пытаются забывать:), но и репутацию, как понятие.
На самом деле, естественным образом, репутация, как карма, имеет свойство накапливаться, если человек ведет себя правильно и быстро тает, если нет. У нас же сложилась парадоксальная ситуация, когда невозможно судить о поведении политиков объективно и их "репутация" зависит только от актуального освещения их деятельности в СМИ.
Стоит только поменяться дискурсу и они из крепких хозяйственников стремительно превращаются в мерзких коррупционеров (а бывает и наоборот, или даже - туда и обратно...). Мало того, паразиты откорректировали законодательство таким образом, что даже и напоминать негодяям об их негодяйстве стало противозаконно (если это не санкционировано государственной властью, которая одна только теперь имеет право решать, кто у нас негодяй, а кто - нет).
Единственное, что мешает полноценному функционированию этой системы генерации виртуальной репутации - наличие некого подобия памяти у массового сознания. Т.е. можно искусственно создать нужную репутацию, оболгать или распиарить, только относительно ничтожным личностям и только на непродолжительное время. Исторические персонажи оказались нашим СМИ пока не по зубам.
Суть же репутации (авторитета), это кредит доверия. Тому, у кого есть хорошая репутация, не нужно доказывать на каждом шагу, что он не верблюд, можно даже не заботиться обоснованием каждого своего решения и/или утверждения (какое бы оно ни было спорное), достаточно использовать свой авторитет (в разумных пределах, разумеется).
Это явление хорошее и правильное, когда авторитет настоящий, а вот когда репутация липовая и создается искусственно, то возникает эффект девальвации авторитетов, когда никто никому не верит на слово вообще. Подобные обстоятельств сильно ослабляют социальные связи и разрушают структуру общества, сводя все отношения к закону и бизнесу, и отдавая, таким образом, их под полный контроль государства.
С одной стороны, люди вынуждены "доверять" тем, кого им предназначила для этого власть, а с другой - они сами теряют всякие мотивы, чтобы заботиться о своей репутации. При этом, любая человеческая деятельность начинает напоминать итальянскую забастовку, когда буквальное и бездумное выполнение указаний вышестоящего начальства и соблюдение требований нормативов становится для всех главным и единственным смыслом и мерилом всего. Не остается ни стыда ни совести, одни только деньги...
Надо понимать, что господствующий класс всегда старался установить на систему создания и управления репутацией свою исключительную монополию. Именно поэтому дворяне так щепетильно относились к вопросам чести, называя остальной народ "подлым" (и за людей их не считали), в то время, как простые люди называли себя "честным" народом и пытались руководствоваться, в отношении друг друга, теми же принципами. Позднее, эту систему приватизировала буржуазия, когда многие сделки заключались (а возможно и сейчас заключаются, но только между равными) на честном слове.
Народ же сознательно развращался, обучался и приучался к взаимному обману с помощью особых социальных технологий (сетевой маркетинг, ТВ-шоу и т.д.). Сейчас, с помощью извращенного законодательства, подлых информационных и социальных технологий, система репутации, по крайней мере для народа, уничтожена почти полностью. Впрочем, в рамках буржуазной парадигмы, ее долговременное функционирование невозможно в принципе. Капитал диктует свою волю и свобода обмана (особенно, господствующими классами - угнетенных) для него жизненно важна.
|
</> |