О религии и этике

топ 100 блогов kot_kam12.01.2017 Прелюбопытную статью я тут на днях прочел (via О религии и этике dok_zlo): https://www.scientificamerican.com/article/in-atheists-we-distrust/

Есть смысл почитать самому, но для тех, кому лень и кто не знает английского, краткое содержание я перескажу. В Америке провели ряд исследований, согласно которым большинство американцев не доверяет атеистам. Они не стали бы голосовать за кандидата в президенты, который объявил себя атеистом, и не хотели бы видеть атеиста своим зятем или невесткой. Причем независимо от того, верующие они сами или нет. Просто верующему (любой религии, будь то христианин или мусульманин) по умолчанию доверия больше. То есть официантом можно и атеиста нанять, а вот сиделкой к больному лучше все-таки верующего.

Исследователи «обнаружили, что напоминание людям о присутствии Бога оказывает то же действие, что и сообщение, что за ними кто-то наблюдает: это заставляет вести себя осмотрительнее и более социально приемлемо». Исследование, о котором идет речь в статье, показало также, что вера в Бога, в принципе, заменяется наличием светской власти. То есть в присутствии полицейского атеисту доверия больше. ;-)

Честно говоря, меня результаты этого исследования удивили. Не то, чтобы я не видел вообще никакой разницы между атеистами и верующими, но вот в отношении порядочности - нет. Мысль не доверять человеку только потому, что он не верит в Бога, мне так же чужда, как доверять человеку только потому, что он называет себя верующим. Для меня эти две вещи вообще параллельны.

Да, сам я при этом верующий. Но мои морально-этические установки сформировались, еще когда я был атеистом, и вера в Бога их разве что малость подрихтовала, причем не настолько, чтобы мне самому это было заметно. Я очень мало помню случаев, когда я бы сделал что-то хорошее и не сделал чего-то дурного именно потому, что верующий, а не по другим причинам. В целом же на мое поведение куда существенней влияют другие соображения - например, нежелание причинять зло другим людям или огорчить кого-то.

И мне кажется - хотя я, безусловно, могу ошибаться, - что для большинства моих знакомых верующих этика и религия несколько параллельны. Все, что человек делает/не делает из чисто религиозных соображений, сводится к чисто религиозным же действиям: ходить в церковь, не есть мяса в пост, такие вот вещи. Плюс, разве что, еще благотворительность - да и то в этом отношении верующие от атеистов принципиально не отличаются, если кто подает/не подает милостыню, то скорее из эмоциональных побуждений («бабушек жалко!») или чисто практических соображений («да у них там целая индустрия!») В разнообразных сборах средств верующие и атеисты тоже участвуют на равных. В остальном же я не замечал, чтобы человек, обратившийся и крестившийся, как-то заметно менялся в морально-этическом плане. Все хорошее, что он делает, он и так делал, все плохое, что он делал, он делать, как правило, продолжает...

На самом деле, если так подумать, одним из грандиозных экспериментов, проведенных в рамках СССР, было создание чисто атеистической этики. Самое интересное, что на протяжении значительной части истории самого СССР картину определяли те, кто был воспитан еще на до-советской этике, растущей из религии. Они могли быть пламенными атеистами, но морально-этические принципы у них все равно были еще те, досоветские, когда аргументом было «Боженька покарает». В то время как конец СССР и вся наша современность - эпоха людей, выросших уже на «моральном кодексе молодого строителя коммунизма». Ладно, пофиг моральный кодекс, до него еще надо было дорасти, не все, поди, и помнят, что это было и какие заповеди в него входили, - но, в любом случае, в тех моральных нормах, которые закладывались дитяте в семье, детском садике и начальных классах, Боженька нигде и никак не фигурировал (разве что в качестве идеи, что верить в Бога так же плохо, как учиться на двойки).

Нет, может быть, где-то кому-то в семье и внушали именно христианские (мусульманские, иудейские) моральные нормы. Но среда вокруг все равно была атеистической, да и религия как таковая для большинства верующих сводилась к крещению младенцев, отпеванию покойников, куличам на Пасху и свечку поставить (как было с этим, скажем, у мусульман - понятия не имею). Думаю, что ребенок, воспитанный на чисто христианских моральных нормах, в моем поколении был такой же редкостью, как в XIX веке ребенок, с младенчества воспитанный атеистом.

И на мой взгляд, в отличие от многих иных экспериментов, этот эксперимент удался. Думаю, что на сакраментальный вопрос «Если Бога нет, то все дозволено?» теперь, почти полтораста лет спустя, можно с уверенностью ответить: КОНЕЧНО ЖЕ, НЕТ! Судя по тому, что нам известно о том, как обстояло дело с моралью и этикой где-нибудь на рубеже XIX-XX веков, в целом нельзя сказать, чтобы атеисты вели себя хуже верующих, или верующие были как-то намного порядочнее атеистов. Напомню еще раз, что все ужасы первой половины прошлого века творились людьми, у большинства которых закон Божий был в школе одним из основных, обязательных предметов.

В целом же я могу ошибаться, но мне кажется, что для многих из нас, православных, если не для большинства, Господь - не столько коп с дубинкой, который присматривает, чтобы мы не хулиганили, сколько Дед Мороз, который, конечно, плохим детям подарков не приносит, но до Нового Года еще слишком далеко, чтобы об этом всерьез беспокоиться. И если мы ведем себя хорошо - то не для того, чтобы не получить по голове, а... по другим причинам. Ну... например, чтобы Его не расстраивать, я не знаю.

А вот вы как считаете?

View Poll: #2061125


Да, я знаю, что хорошо бы разделить опрос по критериям «Я сам верующий» и «Я сам атеист», но не буду. Я лучше спрошу про другое, и потом, отдельно. Потому что там очень развесистый опрос получается, и то я не уверен, что учел все варианты.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дедушка... Вот ты говорил моей маме, что ты знаешь будущее...Это правда? ты правда будущее знаешь? - Правда, внучек... знаю... - А какое оно будущее? - Какое? да и сам знаешь какое! - Откуда же мне знать! - Ну мы с тобою вчера читали про древний мир? - Читали... - ...
Купила вчера новый продукт от  "РотФронта" со стишком на обложке: Я трудилась как пчела: Постирала, убрала... И теперь не унываю - ем зефир и отдыхаю... Таким элегантным образом производитель кондитерки предлагает обменивать домашний труд на сладости. Стишок на каждой упаковке на ...
Посоветуйте, пожалуйста, книги о старости, желательно, написанными старыми людьми. Можно как худ., так и научно-популярную литературу. Определение старых людей условное, выбирается ...
Еще поздно вечером, когда мы все вернулись из ресторана, чтобы уже лечь спать, вдруг обнаружили, что у нас пропал один кранец (такая резиновая хрень, которая не дает кораблю царапаться об причал). Еще пропало полотенце ) Обнаружили нечто ...
Иркутск – уникальный, старинный город, древний перекресток торговых путей, столица Восточной Сибири. Он находится на расстоянии 5042 километра от Москвы и расположен на берегах реки Ангары, в 63 километрах от озера Байкал. Территория города Иркутска занимает 27998 гектаров. ...