О размерах контейнеровозовов


Написать эту статью меня побудила новость о новом проекте
контейнеровоза вместимостью 27500 teus. Я эту новость прочитал в
еженедельном выпуске Альфалайнера (приходит на судовую почту по
корпоративной подписке), но она есть и в российских источниках
информации. Например, на Корабеле или SeaNews.
Шанхайский научно-исследовательский и проектно-конструкторский
институт - SDARI - Китайской Государственной Судостроительной
Корпорации получил принципиальное одобрение проекта упомянутого
судна от классификационного общества DNV.

Судно длиной 400 метров, шириной 66 метров (данные по осадке не опубликованы, но я думаю, что 17 м) предполагает вместимость 27500 teus, что на 3000+ больше самого крупного на сегодня контейнеровоза. Предполагается, что судно будет использовать сжиженный природный газ в качестве топлива. Отсюда и название проекта "Green Sealion" - "Зелёный Морской Лев".

Возвращаясь к теме, указанной в заголовке, хочу сказать, что
официальной классификации по размерам контейнеровозов нет. Заглянув
в сертификаты и проектные документы судна, мы найдём там лишь
указание типа судна - контейнеровоз или контейнеровоз ячеистого
типа. Размеры же будут обозначены данными по габаритам,
грузоподъёмности или грузовместимости.
Определения вроде "мегаконтейнеровоз" введены в оборот
журналистами. С их подачи, например того же Альфалайнера, устоялась
и определённая общепринятая, но не официальная, классификация
контейнерных судов. О ней я и расскажу далее, опираясь на
упомянутый Альфалайнер.

Ультрабольшие контейнерные суда (ULCS - Ultra Large Container
Ship). Под таким названием понимаются контейнеровозы вместимостью
свыше 13300 teus. Причём внутри сегмента есть разбивка на суда от
13300 до 18000 teus и на суда свыше 18000 teus. В этот класс
попадёт и "зелёный морской лев", буде он построен.
На судах этой размерной группы я работал в 2018-2020 годах старшим помощником. В
приёмке одного из них довелось поучаствовать.

Это контейнеровозы вместимостью от 7500 до 13299 teus. Ещё
совсем недавно они казались огромными и даже избыточными по
вместимости, но не сегодня. Сегодня их не хватает на рынке
перевозок, но и строят их тоже немного. К тому же средний возраст
таких контейнеровозов довольно большой. Их активно строили в начале
века.
На судне вместимостью 9600 teus я впервые стал старшим
помощником.

Большие контейнерные суда (LCS - Large Container Ship). Сюда включают контейнеровозы вместимостью от 5300 до 7499 teus. Эти суда активно используются практически на всех линиях в мире. В компании, где я сейчас работаю, я начинал карьеру вторым помощником на контейнеровозе именно этого класса - 6800 teus.

Большие контейнерные суда "увеличенной ширины" (LCS "wide beam"
- Large Container Ship "wide beam"). Это название объединяет
контейнеровозы вместимостью от 4500 до 5299 teus, которые не
попадают в типоразмер классических панамаксов по габаритам.
Примерами LCS "wide beam" являются суда Лекса Маерск, на котором я
работаю сейчас, и Маерск Рубикон, на котором я ранее работал.

Classic Panamax (могут называться handysize) подразумевает
вместимость от 4250 до 5299 teus при длине судна до 250 м и ширине
32 м. Контейнеровозы вместимостью менее 4250 teus Альфалайнер делит
на несколько подклассов и субклассов:
- 4000-4250 teus;
- 3000-3999;
- 2700-2999;
- 2000-2699 ( "Chittagongmax". На судах этого типоразмера (2200
teus) я начинал контейнеровозную карьеру. Например, новые
контейнеровозы российской компании FESCO имеют вместимость 2500
teus);
- 1500-1999 (так называемые "Bangkokmax");
- 1250-1499;
- 1000-1249;
- до 1000 teus.

Такие суда чаще всего работают на региональных фидерных линиях,
хотя, конечно, могут встречаться и на трансокеанских. Отсюда и
название судов этих типоразмеров - фидеры.
Был у меня и опыт работы вторым помощником на фидере вместимостью
780teus. Судно принадлежало немецкому судовладельцу и работало в
чартере Маерск на линии Марокко-Нидерланды-Германия.