O расовой гармонии и классовой дисгармонии.

Латиша и Хуанита решали уравнение. Дальше идёт длинное и относительно нетривиальное для 8-го (впрочем, 9-го, их класс учится по ускоренной программе) уравнение. Латиша получила такой-то результат. Хуанита другой. Кто из них прав.
(Тут я сразу вспоминаю, как кто-то пытался рассказать мне анекдот, который начинался с «Василий Иванович и Петька поступали в консерваторию.» Я всё никак не могла дослушать до конца – смех разбирал.)
- Я ещё не решал, - говорит Натан, - но ставлю на Хуаниту.
Подумав, соглашаюсь, что у Хуаниты шансов побольше. Натан решает уравнение. Ура! Хуанита победила. Мы радуемся собственной проницательности. Нigh-five.
- Ну дык, - ухмыляется Натан, - Латиша должна решать задачки типа «у меня за последний месяц было пять любовников, а у Моник на 3 больше – сколько любовников было у Моник?»
Тут я спохватываюсь. Это же наше post-racial поколение. Родились в Америке. Дружили с детьми всех цветов с тех пор, как начали ходить. Тот факт, что Президент чёрный, воспринимают как должное, не задумываясь. Живут в районе, где обитают и учатся умненькие дети из хороших семей со всего мира (микрокосм ООН, серьёзно). Лучших друзей обоих моих сыновей зовут Висенте; они оба из Латинской Америки и оба лучше соображают в математике, чем мои отпрыски. Несколько лет назад у Натана самым умным ребёнком в классе была чёрная девочка (дочь какого-то посла из Нигера – их с тех пор в Европу перевели). И так далее. Если есть в мире маленький, пусть искусственный, но всё же островок расовой гармонии, то это здесь. А дома мы расовые проблемы либо вообще не обсуждаем, либо обсуждаем нейтрально. Откуда вдруг «у Моник на 3 любовника больше, чем у Латиши?»
- Ну ты и расист, - в полу-шутку говорю Натану.
- Почему сразу расист, - обижается чадо. - У нас есть нормальные чёрные дети, но ни одого не зовут Латиша или Леброн. Это имена из гетто. Если бы они задали пример с именами реднеков, типа Кристал-Линн, я бы тоже смеялся.
Подумала, что они действительно, они шутят на темы реднеков и white trash не меньше, чем на темы детей гетто. Это превосходство умных и образованных детей из хороших и обеспеченных районов перед обитателями трущоб и фавел, пусть и в слегка облагороженном варианте страны «первого» мира.
***
Пару дней спустя Натан возвращается из школы слегка невесел-и-головушку-повесил. Помнишь, говорит, ты мне помогала сочинение писать про чёрного раба, который сбежал из плантации и пошёл воевать на стороне Севера в Гражданскую войну? Так вот, я за тот проект получил 16 из 18 баллов.
Странно. Сочинение было вполне приличным. Для восьмиклассника так просто отличным. Учительница истории его вроде любит. Почему не поставила А (пятёрку) за сочинение?
Не, поясняет Натан, за сочинение я получил 100% - 15 баллов из 15-ти. Но там ещё три балла за иллюстрацию полагалось. Из них я получил только один.
Тут я вспоминаю, что сочинение (это, на самом деле, не сочинение, а проект – афро-американцы в Гражданскую Войну; надо много информации нарыть, и так далее, но это к делу не относится) полагалось проиллюстрировать фотографией. Якобы этого раба. Нарыть на интернете какого-нибудь чёрного середины 19-го века и пришпилить. Проверив сочинение и решив, что с интернетным поиском мой почти 14-летний сын справится сам, я пустила эту часть проекта на самотёк. И на тебе – один балл из трёх. Но за что? Что там можно было напортачить?
И тут я вижу, что Натан мнётся. Немного стесняется. Выглядит так, будто он решил пошутить и приклеил фотографию кота, а теперь надо как-то объяснять эту шутку маме.
- Понимаешь, мам, она написала, что это женщина. На фотографии. Что я приклеил фотографию женщины.
Тут уже мне стало любопытно, и я полезла смотреть, что за фотография. На фотографии действительно была женщина. Мне это было очевидно по двум причинам. Во-первых, на голове у неё была шляпка, небольшой такой пирожок с узкими полями. Не явно женская шляпка, не breakfast at Tiffani, но мы-то знаем, что мужчины такие не носили. Во-вторых, она была в блузке. Там только голова, шея и плечи, блузка строгая, на все пуговицы застёгнутая, с круглым воротником. На самом деле, разница между этой блузкой и рубашкой исключительно в округлости воротника, но если не знать... Я попробовала убрать блузку и шляпку. Unisex. Этот человек мог быть любого пола.
- Надо мной все смеялись, - уныло сказал Натан, - но я правда не вижу разницы. Разве это женщина? Это же мужчина!
Ребёнок потопал в свою комнату, бормоча под нос, что у белых хоть как-то видно, где женщина, где мужчина, а где не пойми что, но там понятно, что это не пойми что, и такую фотографию он бы не взял. А тут всё чёрное такое... Тут прибежал младший сын и захотел узнать, о чём сыр бор. Ему показали фотографию. «Мужчина!» - уверенно заявил Арик. Тоже очень удивился, что женщина. Тоже откомментировал черноту черт.
***
Ребёнок притащил из школы шутку. Чёрный и латинос едут в машине. Кто ведёт машину?
Как кто, полицейский! Ха-ха-ха.
Я строго посмотрела.
- А что такого? В школе все смеялись.
- Что, и чёрные смеялись? И латиносы?
- Да кто ж им это будет рассказывать? Хотя, думаю, они знают.
***
Я решила обсудить со своими детьми стереотипы. Нехорошо, мол, обобщать. Как ни странно, меня не поняли. Почему нехорошо? У них нет проблемы индивидуального расизма. Если они знакомятся с человеком, то судят его или её по его/её личным качествам. Без исключений – я сама многожды была свидетелем. Более того, они легко заводят приятелей и друзей любой этнической принадлежности. Арик так просто активно предпочитает компании русскоязычных детей компанию каких-нибудь перуанцев. Им чужд расовый дискомфорт; они дома в плавильном котле своей родины.
Но стереотипы... Они ведь откуда-то берутся, правда? Расскажи тот анекдот про чёрного и латиноса, заменив их на китайца и еврея. Что, не смешно? Глупо, бред? Во-во. Статистика это не стереотип. Это факт жизни.
Натан объяснял тут Арику, что в младшей школе все перемешаны и вообще малыши, а уже в средней идут чёткие разделения. Есть всякие ботаны – на 90% китайцы и индусы. Они все отлично учатся, но скучные. Учатся и учатся. И спортом редко занимаются. И вообще с белыми не очень дружат. С ними не побузишь. Но они умные, да. Есть исключения? Конечно есть. Но как группа они выделяются.
Белые делятся на три группы: средне-обычные, выше-среднего-умные (хотя не такие ботаны, как индусы с китайцами) и «преппи» - дети весьма богатых родителей, которые не очень умные, но очень уверенные в себе и тоже держатся отдельно.
А остальные? Где чёрные? Где латиноамериканцы? У вас же их немало в школе - я сама видела.
- Да я их толком не знаю, - говорит Натан. – У нас общих классов нет, разве что физкультура. У меня все классы honors и advanced, а их там нет. Я с ними нормально общаюсь – с ними можно хорошо мячик покидать на баскетболе. Но они в основном... эээ... не очень интересные. И учатся так себе.
И ускоренный курс алгебры не берут. Даже если их зовут не Латиша.
В целом, все со всеми нормально общаюся. Есть смешанные компании, смешанные дружбы, смешанные пары. Расовых проблем нет. Но даже невооружённым глазом видно, что дети больше/чаще дружат с представителями своей расы. Есть у всего этого биологический аспект, который не перекроишь никакой политикой. Пост-расовое поколение по-прежнему легче отличает женщин от мужчин, когда они «своего» цвета и хорошо знает, что в математическом клубе 90% китайцы и индусы, а в баскетбольной команде – афроамериканцы. И местами им поменяться не светит, даже в очень продвинутом, дорогом районе, где у всех приличные родители и обеспеченная жизнь.
Хотя, стоит добавить, что классизм в них куда сильнее, чем расизм (под расизмом стоит в данном контексте понимать не ужас-ужас, а написанное сверху). На порядок. Китайцы Потомака, конечно, отличаются от мексиканцев Потомака. Но Латиша и Кристал-Лин – вот где отстой. Задачки по алгебре они решают! Ха! Расскажите вашей бабушке.
|
</> |