О работе. Актеры и подбор.
marinni — 18.03.2010 Актеры и подбор костюмов.Меня часто спрашивают, как, собственно- происходит выбор костюмов непосредственно для актера и недавно в комментариях задали вопрос- что делать, если актеру костюм не нравится? По этому поводу можно тома написать, тут у каждого художника свои истории найдутся. Попробую хоть немного обьяснить, сначала в общих чертах.
Иногда, если есть возможность- актеров специально вызывают на подбор костюмов, но чаще всего актера ты видишь непосредственно перед сьемками. Очень часто у художника для знакомства с актером и обсуждения костюма есть всего несколько минут по дороге в пошивочный цех или на склад.
Сначала очень трудно- ты никого не знаешь, тебя тем более никто не знает, за плечами нет ни опыта, ни умения общаться с известными актерами. А если тебе двадцать с небольшим- то и вид твой никакого доверия не внушает.
Потом уже ты многих актеров знаешь по совместной работе, встречаешься, как со старыми добрыми знакомыми- всегда есть что вспомнить и о чем поговорить. Либо тебя режиссер незнакомому актеру представляет- познакомьтесь- Марина, автор таких-то фильмов, сразу более-менее ясно.
Как я уже писала- чаще всего бывает, что актер еще не выбран, а костюм уже заказан и эскиз сделан на совершенно на него не похожего человека, порой- полную противоположность. Эскиз можно перерисовать,особенно если речь идет о главной роли и известном актере,- чтобы актер не обижался, мне это нетрудно было сделать.
Но все равно актер ставится перед фактом- вы будете вот такой. А это может абсолютно не совпадать с его ощущениями и пониманием роли и образа.
У меня единственный раз в жизни такой случай был- на фильме "Дуэнья", это у меня был первый самостоятельный фильм. Владимир Зельдин очень расстроился, увидев бархатный, черный с отделкой серебром, камзол на примерке. Хорошо, что я хоть эскиз успела перерисовать- на первом эскизе его персонаж маленький и толстенький, прямая противоположность высокому, статному Зельдину!
Он мыслил себя в этой роли скупым жалким старичком, уже продумал роль и поэтому очень расстроился, как сейчас помню, сказал: "Ну что это я, как граф Альмавива какой-то!"
Что я ему точно говорила- не помню, типа- что он давно не снимался, многие его еще по фильму "Свинарка и пастух" помнят и хорошо бы показаться поклонникам во всей красе, ну и что камзол победнее для другой сцены мы ему тоже обязательно подберем.
В результате он все-таки со мной согласился, взял в зубы нитку- (это примета такая, многие актеры так делают, когда на них что-то зашивают) и уже в процессе примерки было видно, что костюм ему нравится.
Перед окончанием примерки закройщики и начальник пошивочного цеха попросили разрешения на него посмотреть (они так часто делали, когда известные и любимые актеры и актрисы на примерку приходили)- все ему говорили комплименты, он действительно замечательно выглядел, костюм очень ему шел.
В результате он остался очень доволен камзолом и костюма победнее, поношенного потом даже не захотел, хотя я сдержала обещание и нашла ему несколько на выбор.
Мы потом даже смеялись, ему еще по роли надо было подобрать халат, я ему несколько предложила, и напомнила, что он хотел что-нибудь потертое и поношенное, но он сказал: "Ну нет уж, мне красавцем быть очень нравится"!
Поскольку фильмы у меня были, в основном- исторические, там костюмы и платья интересные сами по себе, то проблем нравится-не нравится с костюмами практически не возникало. Но на всякий случай для персонажа всегда подбираешь еще несколько запасных вариантов.
Иногда режиссер приходил в костюмерную посмотреть, что мы подобрали, иногда мы сами приводили одетых актеров на площадку, чаще всего костюм сразу утверждался.
Но бывало и по-другому. Не всегда режиссер точно знает, что хочет и может тебе обьяснить это на словах. Бывает так, что он не только художнику, но и актеру не может сказать- как играть и кого, собственно, играть.
Это от разных причин зависит, чаще всего- это действительно поиск образа, иногда режиссер просто не готов- не продумал заранее, иногда ему делать нечего и он любит поговорить, очень редко- но бывает, что это просто- проявления занудства.
Тогда подбор может продолжаться долго, пока режиссеру не надоест- можно десятки вариантов перемерить. Актеры по-разному относятся к такому затянувшемуся процессу- они всегда чувствуют- по делу это все, или нет. Некоторые нервничают и еле сдерживаются, отводишь их по-тихому в сторонку и успокаиваешь, как можешь. Но бывали случаи и посерьезнее- у нас одна известнейшая актриса отказалась сниматься, хотя была утверждена на главную роль и все ее очень хотели. Просто после многочасовых разговоров ни о чем в ее единственный выходной поняла, что с таким режиссером работать не сможет.
Такого, чтобы актеры и актрисы капризничали без причины- типа, ах, мне не идет голубой, а идет розовый, я не встречала. Может быть, это связано с тем, что актеры понимали, что кино- это не театр, где у каждого свой статус согласно положению, а киностудия, где все связано прежде всего с производством и художник держит в голове весь ансамбль костюмов к фильму, а не только его костюм и роль.
Поэтому фразы типа:"я хочу вот так и только так" они даже не употребляли, чаще всего просто рассказывали, что придумали для роли, какой образ и какие детали. Иногда они толком обьяснить не могли, что хотят, поскольку мало кто поначалу разбирался в конкретной эпохе, но я со своей стороны старалась рассказать- что к чему в историческом костюме, показывала на примерах- как я это вижу. В результате мы как-то друг друга понимали и находили устраивающие обоих варианты, оставалось только показаться режиссеру и утвердить костюм.
Иногда актеры придумывали очень интересные детали, разные смешные штуки. Часто именно костюм помогает найти характер героя, даже какая-то деталь или головной убор сразу дают нужный настрой. Знаменитый, (как я теперь, после комментариев, понимаю) шарф- Андрей Миронов сам предложил.
Ролан Быков однажды для роли врача 18 века принес накладные челюсти и попросил себе накладную попу-толщинку под мантию сзади, так и ходил- отрепетировал специальную походочку и периодически щелкал огромными зубами, группа рыдала. Он вообще был великий придумщик, смотреть, как он импровизирует на площадке- было огромным удовольствием.
Так что я всегда слушала, что хотят сами актеры, если мне казалось, что их вариант не подойдет- проще было подобрать актеру костюм по его желанию, чтобы он сам посмотрел и сравнил варианты. Как правило- все улаживалось к обоюдному согласию и без всяких конфликтов.
Конечно, свою роль играло и то, что на нашей студии хотели сниматься многие, фильмов тогда было мало, а уж новые телефильмы смотрела вся страна без исключения, для актеров это было важно. Поэтому какие-то личные капризы и плохое настроение они старались на студии не показывать, это было просто не принято.
Да и старшее поколение театральных и кино-актеров было в плане поведения и общения с людьми примером- я никогда от них не слышала хамства и капризов не по делу, известнейшие актеры с режиссером, художником или с последними по рангу работниками группы общались в одинаково вежливом тоне.
К художнику по костюмам, как правило- режиссер и актеры изначально относились с уважением, но и к костюмерам тоже. Ведь даже слово "обслуга" тогда никто не употреблял- это считалось обидным и не соответствовало истине.
Были, конечно, актеры и актрисы, которые позволяли себе многое, но их были единицы, просто по пальцам пересчитать. Об их дурном характере и хамстве все знали и предупреждали другие сьемочные группы. Такое не скроешь, как говорится- "добрая слава лежит- а дурная впереди бежит". С этими актерами, пусть они известные и любимые народом- предпочитали не связываться, работали только в приказном порядке. В конечном счете их снимали все меньше и меньше и потом просто переставали приглашать на сьемки.
Сейчас я часто слышу от художников или читаю совершенно о другом поведении даже молодых актеров, снявшихся в паре посредственных сериалов и уже считающих себя "звездами". Мне, честно говоря- это дико.