О противостоянии общественного и индивидуального во время кризиса

"Противостояние между общественным и индивидуальным всегда возникает при переворотах, оно идет не от разума, оно инстинктивно, мне кажется, что в этой борьбе человек оставляет часть своей шкуры — часть, но не всю целиком. Спасение в том, что выпавшее нам на долю время более протяженно, чем время, отведенное на кризис. Вопреки устоявшемуся мнению, общее проходит, а индивид остается; судьба общества оказывается короче, чем жизнь простого человека (это не совсем точно. Просто у общества другой масштаб времени: мы реагируем на сотрясение, оно или убивает нас, или мы длимся дольше него)".
Это цитата, очень актуальна для сегодняшних дней. Она из дневника писателя Ирен Немировски, родившийся в России в начале ХХ века, после революции эмигрировавшей за рубеж, считающийся сейчас французской писательницей, погибшей в Освенциме, как еврейка.
И я хочу порассуждать.
Противостояние между общественным и индивидуальным было всегда, но при кризисах, переломных моментах в обществе, оно появляется с новой силой.
И это неизбежно, как и само противостояние между общественным и индивидуальным.
Появляются новые группы / сообщества. Люди, объединяются - в новое время, во времена нестабильности легче пробиться и выжить совместно.
Одиночку не слышно. Слышно хор, толпу, голос общества.
Это противостояние действительно инстинктивно. И это также естественно для выживания.
Стая, прайд, толпа, общественность. Я не зря объединил сообщества животных и человека, так проще для выживания у всех.
Человек в коллективе, в обществе объединенных одними интересами оставляет "часть своей шкуры", оставляет часть себя, но приобретает новый опыт, дух единения с коллективом, новые знания, навыки, мировоззрения.
Но коллектив, появившийся на волне перемен, кризиса, может распасться, "умереть", а человек с этими навыками, мировоззрениями "выходят в мир", где ему надо стать одиночкой либо искать другой коллектив, либо создать свой. Возможно, войти в коллектив с другой точки зрения противоположной бывший умершему коллективу. Это идентификация может проходить очень трудно. Её могут осуждать другие люди.
Кризис не может длиться долго. Кризис - это как землетрясение, только не как колебания земной поверхности, а как эмоциональное, психологическое, общественное - землетрясение в головах людей. Всё может встать с ног на голову.
Вспоминайте Михаила Булгакова "Собачье сердце", где бездомный пёс Шарик с помощью профессора Преображенского превращается в человека, Полиграфа Полиграфовича Шарикова, и на волне перемен в стране делает карьеру, став начальником службу по отлову и уничтожению бездомных животных (тех, кем он был).
В итоге, человек и общество выходит из этого кризиса другими - с другими понятиями, правилами, нормами может быть с другими лидером.
За всю жизнь, человек может поменять несколько коллективов - школа, работа, семья, место жительства, страна. А это смена также кризис для человека - новый коллектив, под который надо приспосабливаться ("отдать часть своей шкуры"), и это также кризис для коллектива, так как этот новый человек будет искать своё место в коллективе и может кого-то пододвинуть, заняв хорошее место либо роль в этом коллективе.
Но спасение ли это, что время выпавшее на нашу долю более протяжённо, чем время кризиса? Или наказание? Иногда, выбранное во время кризиса (мировоззрение, установки и т.д.) выбранный коллектив во время кризиса, могут влиять на всё оставшееся время жизни, на время выпавшее на долю человека.
Вот поэтому Ирен Немировский жалела мальчиков - фашистов, идущих воевать и ненавидела сиюминутных выскочек, пожелавших воспользоваться кризисом и сделать себе уютное, тёплое местечко за счёт других. Именно такие выскочки среди французов, ставшие полицаями сдали её как еврейку в Освенцим.
Во время кризиса у человека или общества могут появиться не только положительные но и отрицательные качества, в чём и проявляется сущность, то, что обычно прячут.
Поэтому, ещё раз напомню, Ковид, СВО - это кризисы в обществе. Наблюдайте, как ведут себя люди по отношению к вам, к другим, что говорят, что делают.
Кризис проходит, а жизнь человека продолжается.
Скорее всего, во время следующего кризиса этот человек поведёт себя так же по отношению к вам, к другим.
Пена осядет, пройдёт.
Кризис - это общественное событие в котором оказались, если не все, то многие (ВОВ, в случае с автором, Ковид, СВО), пройдет, а индивид останется.
Индивид с новыми знаниями, с новым образом мысли появится. Если он, этот индивид переживёт (физически , психически) этот кризис.
К чему я всё это? Почему я в очередной раз повторяю про кризис и индивида?
Я про человечность, которая неизменна. Времена проходят, а люди остаются. И большинство людей не гупёшки с памятью в 3 сек. У людей существует память и разум
|
</> |