О проблемах импортозамещения


Говоря по чести, Россия сидит не на нефтяной игле. Она сидит на толстом крючке прочной зависимости от импорта. Если не продукция целиком, то важные комплектующие. Если не комплектующие, то станки. Если не станки, то оснастка, сырьё или материалы. Повсюду в отечественной промышленности встречается продукция, на 100% закупаемая за рубежом.
Нет, я далёк от мысли, что наши заводы и фабрики занимаются лишь отвёрточной сборкой. Но масштабы стопроцентной зависимости от импортных комплектующих даже в отечественной продукции не могут не поражать.
Прошёл год из четырёх, которые отвёл наш Минпромторг для замены зарубежных товаров отечественными. Под эту дату полез на сайт освежить данные о масштабах импортозависимости. В приложениях к приказам Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в *** промышленности - десятки и сотни позиций, где доля зарубежной продукции 100%.
К примеру, в автопроме:
- Коробки передач с автоматическим управлением - 100%-й импорт;
- Распределительные валы к дизельным двигателям ЯМЗ;
- Автомобильные кожи;
и ещё более сотни наименований.
В авиастроении, которое когда-то было целиком независимым:
- Вспомогательная силовая установка для SSJ;
- Освещение кабины пилотов;
- Трансформаторы, кабели, генераторы;
- Спасательные трапы;
и даже кресла в пассажирском салоне и в кабине экипажа.
То же самое, кстати, для самолётов МС-21, которые должны появиться в этом году, плюс ещё композитные материалы для крыльев и фюзеляжа.
В транспортном машиностроении кабины подъёмных кранов и дорожных катков состоят из импортных комплектующих почти полностью, их даже по деталям разбивать не стали. Вагоны для перевозки СПГ - 100%-й импорт.
То есть, что широкими мазками смотри, что в точечной технике - зависим от импорта по уши.
И с учётом того, что 2 марта 2016 года появился Перечень инструментов поддержки локализации производств иностранных компаний в России, первый год отраслевых программ импортозамещения крупных результатов не дал.
А мог ли дать-то? Кто при нынешних условиях - экономических, социальных, геополитических, финансовых и правовых - будет вкладываться в развитие производства внутри страны? Кажется, смельчаки перевелись ещё в начале 2000-х.
А правительство тем временем тешит себя иллюзиями стабилизации...
|
</> |