О привлекательности паразитизма
xommep — 26.01.2023 Продолжаю цикл о паразитизме; задумывалось всё как экономический вопрос, но в итоге всё, как обычно, свелось к культуре. В предыдущей статье сделал подводку к нонешней теме - почему, несмотря на не-логичность (точнее, очевидную логическую не-состоятельность существующей "экономики") обыватель по всему миру не видит в ней источника проблем, а склонен обличать в нарастающих проблема кого угодно, кроме первооснов существующего строя. Потому, что при соблюдении статус-кво у обывателя максимальные шансы жить по принципу паразита, потребляя больше, чем производя; причём в современной анти-культуре это считается нормой, а то и прямо Добром - будь паразитом! И это не обзывалки, а логический анализ.Начнём на этот раз не с определений (их было достаточно в предыдущих статьях), а с исторического экскурса. Даже, скорее, археологического. Пропаганда нам часто говорит о том, что в жЫвотном мире все едят друг друга и человек человеку волк, оправдывая паразитическое поведение обывателя, однако даже вполне либеральный антрополог Дробышевский в своих лекциях рассказывает о зарождении морали у людей ещё в те времена, когда их и людьми можно было назвать с определённой натяжкой:
И здесь мы опять видим несоответствие понятия "мораль" тому, что под этим словом понимает обыватель; для него "мораль" - это нечто, что ему вещают люди с высоких трибун; тогда как это - система правил, по которым живёт человек в обществе. Обыватель путает её с морализаторством, и причины этого показаны в предыдущих статьях.
Но самое главное, что общественный характер поведения (читай - морали) человека зародился не тыщу и не две назад, а как бы не с того самого момента, когда наши предки слезли с пальмы. Человек по природе коллективист, а не индивидуалист, хотя пропаганда в той или иной форме дует обывателю в уши про обратное. Да, древние понятия о коллективизме отличаются от принятых, например, в марксизме-ленинизме, однако в рамках своего (весьма ограниченного) общества поведение древних людей было глубоко коллективным. И мораль с тех самых пор говорила о том, что интересы общества превыше интересов личных.
Тем не менее, псевдо-либеральная пропаганда нам из всех своих культурных артефактов навязывает мысль о том, что ставить себя "понад усе" для человека - естественно и нормально. Хотя, повторюсь, это противоречит не только христианским или там коммунистическим нормам, но и вообще всей истории Человечества. Точнее, культуре Человечества с древних времён; да, говорить о Человечестве времён разрозненных племён каких-нибудь австралопитеков, наверное, слегка оптимистично; однако примеры доисторического коллективизма можно найти по всему миру, и вряд ли это были одиночные эксцессы.
В относительно новой истории уже более похожие на нас люди разработали систему самовоспроизводства культуры в уже почти привычном для нас виде - через проповеди, песни, легенды и книги, где говорилось, что надо делать А, Б и Ц, и не делать Д, Е и Ф. Культура стала служить общественной техникой безопасности, побуждая граждан (но не заставляя принудительно, для чего существует Закон) соблюдать определённые приличия (см. мораль), действуя в интересах общества, а не только себя, любимого. Понятно, что культурными методами ограничиваться не получится даже в самом высокодуховном обществе (по крайней мере, из существовавших поныне), но чем лучше граждане соблюдают культурные нормы, тем меньше нужда действовать законодательно, и репрессировать граждан в буквальном смысле. Кстати, в википедии слово "репрессии" относят в основном к СССР и РФ, а больше-то нигде такого нет. :))
Однако с разрушением традиционного общества и с заменой его на индустриальное значение традиционной культуры постепенно сходит на нет (хотя до сих пор его следы можно увидеть даже у "цивилизованных"), с постепенной заменой "культурной" составляющей ограничений человечков в своей безудержной Швабоде на законодательные. И это неспроста; потому что в действующем по всему мире моральной парадигме "свободного рынка" традиционные ценности (наработанные с доисторических времён) уже не имеют смысла, и их нужно заменять на что-то другое. Об этом регулярно пишу в статьях о анти-культуре; эта псевдо-культура по сути не ограничивает обывателя, но мотивирует его на свершения разной степени разрушительности по отношению к обществу. Некоторыми признаками культуры она таки обладает, однако в полной мере культурой считаться не может, ибо не выполняет функции общественной ТБ.
Несколько лет назад писал статью о дедском эгоцентризме; на этом примере можно видеть роль культуры в нашей жизни. Ребёнок в первые годы жизни является почти чистым эгоцентристом, и если к нему не применять методы культурного воздействия (читай - воспитание), то он таковым и останется, на горе окружающим. То есть с жЫвотной точки зрения индивидуалистическое, эгоцентричное поведение для человечка - нормально; но на то мы и не жЫвотные, что кроме скотства, в нас ещё есть и половинка, отвечающая за высшую мозговую активность; именно в этой половинке находится наша мораль, культурность, духовность и вот это всё.
Дети - это в некотором роде заготовки людей, их надо не просто довести до 18 лет в живом виде, но и всячески воспитывать и образовывать; если с образованием как-то худо-бедно справиться получается, то вот с воспитанием здесь не всё так однозначно. Как уже писал, тут тоже мы наступаем на проблему путаницы в понятиях; воспитание подразумевает обучение людей общепринятой морали; т.е. воспитание - это общественный процесс; однако сейчас всё рассматривается с личных, эгоцентрических, паразитических позиций - какой профит из этого процесса получу лично я, или мой ребёнок. А про общество нехай Пушкин думает.
Да чёрт с ним, без тебя большевики обойдутся, как поётся в одной известной песне. Главенствующая в "общественном" пространстве идеология либерал-монетаризма постулирует всеобщее спасение через личный интерес - дескать, если все будут действовать в личных интересах, то и всем будет хорошо, и общество будет улучшаться и прирастать. Но это, как нетрудно заметить, брехня; или, как минимум, заблуждение.
Опять же, ворочаясь к культурной теме - если бы интересы обывателей подпадали под общие для всех нормы и ограничения, то и удовлетворение личных потребностей в культурных рамках не противоречило бы потребностям окружающих (смотрим ещё раз на определение морали и культуры). Но, как регулярно говорю, общая культура давно развалена на суб-культуры, для которых совершенно нормально асоциальное поведение, и которые сплошь и рядом противоречат друг другу; в таких условиях то, что является Добром для одного, является Злом для других. Соответственно, удовлетворение личных потребностей не означает увеличения счастья в обществе; причём это не подразумевается даже в некоем идеальном случае; ведь противоречивость интересов обывателей - это нормально. И как оно вдруг может совпасть, если к этому даже не стремиться в отдалённом светлом будущем?..
В итоге мы имеем дело с глобальным праздником непослушания; когда эгоцентричные обыватели разного уровня (от пенсионера до крупной корпорации) тянут общее для всех одеяло "экономики" на себя в попытках обогатиться, невзирая ни на что - я же хочу, и кроме моих интересов ничего не имеет смысла. Результат предсказуем; я об это писал как минимум с 2012-го года; хотя уже и до меня тов. Маркс и Энгельс это же описывали, и всё сошлось.
Самое тут жуткое, конечно, в том, что выросло уже не одно поколение эгоцентристов, воспитанных в анти-культуре, для которых что ты не говори, всё не имеет смысла, кроме собственных хотелок и желаний. Поколения людей, которые хотя бы краешком зацепили традиционную культуру, уже немолоды, и даже последним рождённым в СССР (что уже не означает коллективисткой морали) уже за 30. И вся "культурная" мощь "общества" все эти годы (что в РФ, что в США, что даже в Китае) была направлена на воспитание человеков в ключе индивидуализма и эго-центризма, то есть прямо противоположно тому, чем занималась культура здорового человека всё время до того. Поэтому-то я и не виню обывателя в его нонешнем печальном положении; хотя и восторгаться тут, мягко скажем, нечему.
Людей буквально макают в обывательскую мораль, где "моя хата с краю, ничего не знаю"; где личное превыше общественного, и где общество и государство рассматривается как нечто если не враждебное, то точно не дружественное. Да, есть некоторые исключения, из разряда фундаменталистов (в т.ч. у нас в РФ это казачество и прочая "православная молодёжь"), но в общественной жизни их влияние, увы, ничтожно. Обыватель их не замечает, и ему кажется, что кроме таких же, как он, любителей паразитизма, больше никого не существует.
При чём тут паразитизм, сказано в предыдущих статьях - люди в буквальном смысле не задумываются о балансе личного и общественного, кто чего дал и чего взял; а если и задумываются, то в основном в плане "чего бы ещё притырить на карман". То есть действуя эгоцентрически и паразитически. Опять же, пропаганда их убеждает, что только так жить и нормально, ведь "у всех же так", и "так было испокон веку", хотя и то и другое - лютая дичь.
Мне в силу хобби и участия в общественной деятельности видно, что на самом деле полно людей, горящих Идеей, и готовых действовать во благо Общества (или же во имя Добра, как они его видят, что, в принципе, одно и то же). Правда, и представляют они обычно уходящие поколения, и влияние их на Общество, повторюсь, ничтожно; более того, их постоянно пытаются оседлать разнообразные паразиты, дабы направить их пассионарность к собственной выгоде; всё по заветам паразитизма.
Наверное, из них мог бы получиться каркас Общества будущего; правда, при сохранения анти-культуры, как системы распространения норм эгоцентризма и паразитизма, из этого ничего не получится; как всегда говорю, голосованием за одного из двух и более кандидатов не решить вообще ничего в плане Общества; если повезёт, вам достанется чуть больше, за счёт кого-то другого; но в любом случае это будет паразитизм на ком-то. Для перехода к развитию нужна смена культурной парадигмы. И на этом фронте у меня для вас хороших новостей немного.
Хотя в теории они всё же есть. Если где-то в начале 2010-х "культурное" пространство представляло кромешный мрак, то сейчас появились и довольно успешные пропагандисты, идущие вразрез Системе; в том числе и против анти-культуры, пускай зачастую и не осознанно. Из самых известных - Badcomedian, который в своих обзорах высмеивает именно обывательскую мораль, хотя, возможно, и не может толком сформулировать, с чем же он конкретно борется. Пример отложенного воздействия культуры здорового человека, которая направляет человека куда нужно, даже без включения логики. Так же работает и анти-культура, только она направлена против этого самого человека, хотя ему и кажется, что всё ровно наоборот.
"Тоже мне, нашёл пророка!" - может возразить листатель - "он же блохер; а, значит, паразит!". И тут я не соглашусь. Во-первых, институт блогерства (если к нему правильно относиться) может изрядно помочь в деле восстановления подлинно народной культуры, вместо анти-культуры паразитов. Ведь паразит - это не тот, кто пользуется плодами чьего-то труда; с такой точки зрения учёные, космонавты, те же военные - чистые паразиты: они же не сеют и не пашут, а жрут - моё почтение. Паразит - это тот, кто находится в антагонистических отношениях с носителем, за чей счёт живёт; хотя я только что фактически привёл определение "творческой интеллигенции". ;))) Условная певица Монеточка берёт у людей денег (а иначе бы её никто не знал), и в ответ делает их ещё немного тупее, во всех смыслах слова; вместо неё можно подставить хоть Филю нашего Киркорова, хоть кого на ваш выбор - что они вам дают? Развлекают вас? Ну офигеть теперь. Это ведь даже не цЫрк, где люди могут посмотреть на возможности человечьего и не только организЪма; это - просто бессмысленное времяпровождение, ослабляющее ваш мозг вполне не-иллюзорно, о чём писал в своё время целый цикл статей.
И в этом плане блогеры, занимающиеся воспитанием и образованием (а таковые существуют и даже вполне известны, приведу в очередной раз пример SUREN), выступают на стороне простого человечка, а не против него. Он бы никогда в жизни не догадался, что Никитушка Михалков (или другие твАрцы) гадит ему на голову за его деньги, а тут ему всё рассказали и показали в картинках. Да, если не включать голову, то и Сурен с Бэдом может восприниматься за белый шум; но тут хотя бы есть возможность образования. Из "творчества" певцов обывательской морали вы не вынесете вообще ничего, кроме деградации коры головного мозга.
Но, напомню, как раз последние облекают свои продукты
Да, снова ворочаемся к тому, с чего начали - вопросы культуры и морали вокруг нас, хотя нам кажется, что это всё - дела давно минувших дней. Сейчас вопросы Добра и Зла сводятся к "нравится/не_нравится", но ведь это попросту так не работает. Например, с этой точки зрения лежать на диване и жрать шоколадки - это Добро, а физкультура и диета - Зло; хотя нетрудно догадаться, что всё равно наоборот, даже с вашей личной точки зрения. А уж при выходе на уровень Общества всё меняется ещё шибче.
Самое главное в этих вопросах имхо - в возвращении роли Общества в моральный базис человечка у того снова появлятся смысл в существовании; зачем то и это, особенно когда мне это не очень нравится. Нынешняя система ценностей не может этого объяснить - живи в кайф, и если у тебя это не получается, то ты масдай. А у большинства как раз и не получается. Да и вообще это так не работает; нельзя всё время быть счастливым, происходит выгорание; и заради чего терпеть лишения, по-прежнему неясно. Я уж не говорю о том, что всё это - бессмыслица и гедонизм курильщика; так это не работает и работать не может.
Можно, конечно, и паразитом прожить всю жизнь, но ведь это недостойно не только современника, но даже и австралопитека, такое моё мнение.
|
</> |