О причинах равнодушия.
funt — 01.03.2010 Хочу сказать о российском равнодушии, тотальном и убийственном.Помните, как в Петербурге между вагонов метро упала девушка, никто никак не отреагировал, поезд закрыл двери и поехал, и девушку раздавило?
Ну или вот ДТП в Иркутске недавнее:
Ну и миллион других роликов на эту тему.
Так вот. Те люди, которых мы видим на ролике, «прошедшие мимо», преисполнены любви к ближним и вообще очень хорошие и отнюдь не тотально безразличны к чужим страданиям.
Но почему мы наблюдаем такую реакцию?
Начнем издалека, но к ответу придем быстро.
Хотите привести нашего человека в состояние готовности провалиться сквозь землю или превратиться в фикус? Есть четыре волшебных слова: «Расскажите нам о себе». Самое страшное и суровое наказание в России — это самопрезентация.
Начинается это с подъезда, в котором соседи часто или не здороваются вообще, или цедят сквозь зубы всем нам знакомое «Ъыассссьть», означающее «Здравствуйте». Люди отучены даже уверенно здороваться с соседями. Они элементарно боятся своего голоса и не желают привлекать к себе даже такое мизерное внимание. Если поздороваться с человеком в незнакомом подъезде, или с продавщицей в супермаркете, часто ответят взглядом такой степени недоумения, словно ты только что предложил анальный секс прям здесь — лишнее внимание к себе люди совсем не любят.
У нас крайне сложно замутить какой-нибудь веселый дурацкий маскарад. Многие люди сатанеют от одной мысли, что им придется изображать гнома, коня или трансформаторную будку. Они считают, что обязательно будут выглядеть идиотами, а идиотами они выглядеть не хотят БОЛЬШЕ ВСЕГО В ЖИЗНИ. Объяснений два. Часть людей думает, что их парадное лицо настолько прекрасно, что ни за что в жизни нельзя показать себя с любой другой стороны: от этого, якобы, их личность потеряет свою целостность и шарм. Другая часть полагает, что они настолько ужасны, что лучше не высовываться. Вторых, кажется, больше. Иногда совмещается первое и второе.
Почему оно так?
А старая песня: со школы всё начинается. Ладно там типа выскочек затыкают: «Че самый умный что ли?». Это полбеды. Вторые полбеды вот: все мы знаем, что такое «Концерт на день учителя», «Новогодний огонек в актовом зале» и прочее подобное. Вообще российские школьные концерты — это целый отдельный, ни на йоту не исследованный специалистами, огромный пласт уникальной массовой культуры. Любому, кто учился в российской средней школе, известны такие жанры, как «хоровое пение какой-то хуйни под пианино», «публичное чтение дебильных стихов, смысл которых не близок и иногда не понятен» и «смехотворные постановки убогих сценок». Практически каждый из нас проходил через это унижение: «Второклашки поют под фортепиано песню „Есть только миг между прошлым и будущим“ на потеху собственным родителям и учителям». Это ж надо такую песню и второклассникам.
Подозреваю, что последние лет пять начали делать более-менее приличные минуса. Кроме того, бывают действительно крутые номера на школьных концертах. Но вряд ли кто-то будет отрицать общую унылость подобных мероприятий.
Зато благодаря им человек впитывает важнейшую мысль, что любое публичное выступление почти всегда означает «пережить этот позор».
Ну а дальше всё катится по рельсам. Культ «взрослости» и «серьезности», напускной, конечно, призван выполнять единственную функцию: скрыть неумение подать себя. Растет он, как снежный ком. И обрастает, кстати, губительнейшей страстью к травле: второй по частоте реакцией наших людей на ЛЮБОЕ публичное самовыражение, после безразличия. Вроде бы как самовыражением допустимо заниматься специальным людям в специальных местах типа клубов и театров, а в других случаях самовыразиться — это выступить на «Минуте славы» с удручающей поебенью, получить порцию хамства от Татьяны Толстой и опозориться. Всё по сценарию концерта на День учителя. Зачем?
И эта проблема куда глубже и страшнее. Отсюда эти толпы, безразлично проходящие мимо упавших промеж вагонов метро девушек. Это звучит абсурдно, но корни этого явления не только (а может и не столько) в равдонушии. ВСЕ же потом смотрят видео и ИСКРЕННЕ, гневно охуевают: «НУ ЧТО Ж, БЛЯТЬ, ЗА БЕЗРАЗЛИЧИЕ ТАКОЕ?!» Насквозь равнодушное общество не стало бы так высказываться. Но, тем не менее, как доходит до дела, как ДТП или девушка между вагонов — так всем похуй.
Все проще: в том случае с питерской девушкой, допустим, чтобы просто не дать дверям поезда закрыться, чтобы он не уехал, и пока он стоит — позвонить машинисту и позвать врачей (какая мелочь!), надо ВЫ-ДЕ-ЛИТЬ-СЯ! Надо замахать руками, закричать, зажать двери, уговорить другого ВЫДЕЛИТЬСЯ и позвонить машинисту, чтобы поезд не трогался, объяснить непонимающим пассажирам, в чем дело, побежать за докторами. А самое страшное наказание для нашего человека — это когда на него все смотрят. Потому что в жизни он ощущает себя и как убогий, и как начальник планеты Земля, которому не к лицу лишний раз суетиться перед людишками.
Боязнь и нежелание выделиться впитана у нас ДО ТАКОЙ КАТАСТРОФИЧЕСКОЙ СТЕПЕНИ, что мы видим то, что мы видим на тех двух видео с камер наблюдения.
Был бы среди увидевших падение девушки какой-нибудь неплохой человек, но пьяный — он бы придержал двери, я вам точно говорю. И не потому, конечно, что пьяный человек становится душевным, открытым, любит весь мир и хочет справедливости. Просто пьяному наплевать, что на него все смотрят. Поэтому пока на российском корпоративе люди не напьются — это точь-в-точь концерт на день учителя, а как поднажрут — так сразу интересно.
Принято говорить, что люди стали двуличными, но нет. Люди вокруг нас — именно что в основном такие, какие есть на самом деле: вот что плохо. Они скучны и отвратительны именно тем, что имеют одно лицо, которое так намертво прилепилось к ним, что превратилось в гримасу отчуждения.
Мимо той упавшей девушки и тех двух, попавших под Тойоту, все прошли и проехали с максимально серьёзными лицами, гондоны, блять. Зато никто не выделился. Это в крови. Требуется переливание.