О позиции автора
congregatio — 24.03.2015 Частично утяну пост - то из него, что мне пришлось в тему (как последних нескольких дней, так и вообще, ибо злободневно всегда), чтоб потом не искать, когда свое видение ситуации придется снова кому-то пояснять в комментариях. Именно "когда", а не "если", как подсказывает опыт :)Кто только и как только не пытался вывести "объективные показатели" таланта, "правильности", "литературности", кто только и как только не пытался увязать это с популярностью или непризнанностью, каких только метафор не приводил; причем чаще всего проводятся аналогии с потребительским товаром (как и в копиратских холиварах), что, ИМХО, от истины так же далеко, как Мавзолей от Китая. Вот чтоб в будущем не набивать простыни текста, буду давать ссылку сюда. В той или иной степени я примерно то же самое уже говорила то там, то сям, но утащить готовый структурированный текст куда проще, чем бегать по жежешке, разыскивая собственные комменты, а потом приводить их к единочитаемому виду. Лень-матушка вперёд нас родилась (с) :)
==============
Взято у skadi_omsk
Украинские события вывели на первый план проблему позиции автора.
Во последние лет 30, начиная с перестройки, было принято считать,
что позиция и убеждения самого литератора абсолютно не важны, важно
то, что называется абстрактным словом "талант" и то, что называется
"литературными достоинствами".
И первое, и второе - вещи достаточно умозрительные. Мало того.
Считалось, что степень и "таланта" автора, и "литературных
достоинств" текста могут определить только некие "профессионалы".
Рядовой же читатель всего лишь "потребляет" текст, и при выборе
объекта "потребления" руководствуется теми же параметрами, что и
при выборе любого предмета потребления: узнаваемость марки,
привычность, соответствие сиюминутному запросу... Поэтому он,
читатель, будет выбирать раскрученных авторов, предлагающих
привычную сюжетную и антуражную схему и удовлетворяющих
читательский запрос в тех или иных эмоциях. Следовательно, наиболее
перспективными для издательств являются крепкие ремесленники, уже
имеющие определенное имя. А вот истинный размах таланта и уровень
новаторства может определить только профессионал. Сложилась даже
некая "мафия" профессионалов, которые диктовали публике свою оценку
в отношении тех или иных авторов.
В результате множество "признанных литературных талантов" перестало
пересекаться с множеством "популярных авторов". Эти множества
существовали в параллельных реальностях, ненавидя друг друга и
завидуя друг другу. Мало того, множество "признанных литературных
талантов" раскололось на несколько подмножеств, члены которых
искренне считают членов "враждебных группировок" махровыми
графоманами.
И все напрочь забыли о том, что литература - не предмет
потребления, это мировоззрение автора, облаченное в переданные
словами образы, а процесс чтения - это процесс изучения читателем
чужого взгляда на мир. Причем не важно, о чем речь, хоть об эльфах,
хоть о вампирах, в базе - всегда взаимоотношение автора с нашим,
единственно существующим миром. Любая, самая пустяковая
развлекательная книга - это разговор автора с читателем о тех
вещах, которые важны для читателя.
Причем речь не идет о сопереживании героям, о стремлении читателя "побыть в шкуре героя". Такие, написанные от первого лица "мэри-марти-сью" - очень небольшой процент от существующих в природе текстов. Речь идет именно о мировоспиятии автора, которое неизбежно отражается в любом тексте, как бы ни пытался автор следовать форматам и шаблонам, как бы ни старался "просчитать" вкус публики и подстроиться под него. Мировосприятие отражается в выборе лексики и характеров героев, в поворотах сюжета - в том, что автор считает "естественным" и "логичным", причем настолько естественным, что не задумывается о том, как он делает выбор. Ему кажется, что герои "сами" совершают поступки, на самом же деле он, автор, выбирает ту модель поведения для героев с данными характерами, которую он, автор, считает наиболее логичной.
И вот это авторское мировоззрение - один из главных параметров, по которым читателя выбирает "своего" автора.
/.../
... у меня впервые возникло понимание того, что основа популярности - не какие-то технические приемы, а ощущение автором себя на одной волне с читателем. Автор - всего лишь тот, кто может сказать то, что хочет, но не может сказать читатель. Причем это действует и на рядового читателя, и на "профессионала".
А веду я к тому, что привычная для российских писателей "аполитичность" или модная еще недавно "либеральность" сегодня становятся непреодолимой преградой на пути к популярности. Сегодня сможет пробиться к читателю только тот, кто осознанет, на чьей он стороне в начавшемся глобальном изменении мира. Причем не важно, какой антураж в книгах этого автора, - хоть кибер-панк, хоть эльфы с гномами. Читатель почувствует, что за душой у автора.
(пост целиком - по ссылке).
|
</> |