О попытке Европы убежать от России в нирвану
a-nalgin — 09.03.2017Чувствую, нужна помощь зала. Никак не могу решить, какой эпиграф лучше описывает текущую ситуацию — «мыши плакали и кололись, но продолжали жевать кактус» или «куда ты денешься с подводной лодки!».
А суть истории вот в чём.
Восемь лет назад, после короткой, но жёсткой газовой войны Москвы и Киева умные люди решили, что Евросоюзу надо стать независимым от своего основного поставщика. Им тогда был Газпром — неповоротливый, непредсказуемый и неприятно русский.
Для пути к этой
Желание убежать от России в газовом вопросе обострилось после известных событий 2014 года. Как часть пакета мягких санкций евробюрократы согласились утроить усилия, чтобы выбраться из унизительной зависимости от российского газа. Не без помощи заокеанского партнёра, вестимо.
И вот — первые результаты.
Газпром, государственный газоэкспортный монополист России, отправил рекордное количество газа в Европейский Союз в прошлом году. Его доля теперь составляет около 34% использования голубого топлива ЕС. Это максимальный за 20 лет уровень.
Дальше — больше. Россия останется крупнейшим источником газа для Европы как минимум до 2035 г., заявили на прошлой неделе в Royal Dutch Shell Plc. Несколько раньше аналогичный прогноз озвучили в BP Plc. Там ожидают, что к 2035 году российский газ охватит 40% европейского рынка.
А ведь еврочиновники так старались подвинуть Газпром, принимая решения в пользу поставок сжиженного природного газа из Катара и США! Одно только блокирование газпромовских трубопроводных проектов чего стоит. Но эти надежды не оправдались на фоне отсутствия твёрдых контрактов с заокеанскими поставщиками и повышения газовых цен за пределами Европы. В этой связи поставки СПГ в регион из Катара стагнировали в прошлом году, а с Америкой дело не продвинулось дальше единичных и во многом экспериментальных трансатлантических рейсов.
В общем, идея построить газовый рай без Газпрома блистательно провалилась.
И даже если поставки СПГ в страны ЕС возрастут в соответствии с самыми оптимистичными планами, ситуацию это мало изменит. По сути, импорт сжиженного топлива окажется в состоянии компенсировать снижение собственной газодобычи Евросоюза, но никак не поможет вытеснить Газпром с рынка. И рост использования ВИЭ не поспособствует этому тоже, поскольку в первоочередных планах энергорегуляторов — закрытие атомных станций в Европе.
Итак, можно ликовать и быковать — никуда они от нас не денутся?
Некоторые так и поступят, наверное. Но вот какой вопрос имеется. Почему даже имея такой мощный козырь, как долгосрочная газовая зависимость ЕС от российских поставок, Кремль ухитряется использовать его настолько топорно и бездарно, что в итоге Россия получает от него больше вреда, чем пользы?
Может, всё же выбрать эпиграф про мышек?
|
</> |