О пользе труда разрешите сказать!
Валентин Данилов — 20.06.2011Многие, наверное, слышали выражение о том, что труд из обезьяны сделал человека и чьё-нибудь ехидное дополнение к этому, типа, что он (труд) его (человека) и убьёт. Вспоминаю детские школьные годы. Как правило, полный сентябрь, а иногда и часть октября уходили на уборку урожая: убирали в колхозах картофель, лён, работали на ручных веялках и других агрегатах. У некоторых сразу возникнет в голове возмущение: «Потому и работали, что такой, как нынче, чудо-техники не было и в помине! Нанотехнолога и модернизатора ещё в проекте не было. Вот и приходилось, как дуракам, вручную вкалывать! Нашёл пользу, старый пердун!». А я и не собираюсь огрызаться в ответ. На днях на мой материал о том, почему люди плакали, когда умер Сталин, один коллега написал: «Потому, что скоты!». Человеку после такой записи и осознания того, что к этому стаду он не имеет никакого отношения, полегчало – и это хорошо. Надо за него ещё оставшимся в живых «скотам» только радоваться…
В последующем мне часто приходилось выезжать со своими учащимися и курсантами на помощь сельским производителям. Больше всего запомнилась поездка в Вашкинский район во главе городского отряда по заготовке кормов. Отряд был сборный, состоял из инженеров информационно-вычислительного центра, треста «Оргтехстрой» и других организаций города. Наверное, немногим меньше ста человек насчитывалось. По месту работы всем сохранялась заработная плата. Тогда все руководители предприятий знали, что молоко и булки на деревьях не растут… Я не только занимался организационными делами, но и работал на уборке сена не меньше других. Всем понравились организованные мною праздники в дни рождения членов временного коллектива. В отряде было немало творческих людей, включая поэтов. Помню, после этой командировки долго следил я по СМИ за публикациями одного из них, поэта Анастаса Тарасова. Дни рождения так понравились, что некоторые ребята и девушки пытались обмануть меня с датой своего появления на свет Божий. Пришлось проверять. Дело было не только в ста граммах дармовой водки. Праздники были отдушиной в той глуши. Не хочу говорить, что всё было безоблачно в нашей жизни. Помню конфликт, связанный с работой в выходной день. Взбунтовался мой заместитель и ушёл в лес с девушками и бутылкой. Я, конечно, был удивлён. В отличие от меня, он был членом КПСС и, по понятиям моим, должен быть сознательней меня. Обстановка требовала незамедлительной уборки в скирды клевера, чтобы он не сгнил на поле. Мне понятно нынешнее возмущение людей, когда Ё-Прохоров предложил увеличить рабочую неделю до шестидесяти часов. Но работа на селе тем и отличается, что иногда требуется работать, не считаясь со временем. А потом можно лежать на печи и есть калачи, компенсируя эту переработку…
Недалеко от нас был лагерь, где заключённые заготовляли лес. В основном, как мне сказали, это были убийцы и насильники. Они постоянно пускались в бега. Их даже отстреливали при поимках. Сбежавшие заключённые бывали и в нашем трудовом лагере. А вот я им почему-то сразу не понравился. В лагере том прошёл слух о том, что меня решено ликвидировать. Об этом я узнал поздней от охранников. В последние дни работы наш отряд был взят под усиленную охрану. Со мною постоянно находились автоматчики…
Воспоминания от той поездки не изгладились из моей памяти до сих пор. Помню, что в течение нескольких лет после вашкинской командировки мне звонили коллеги по сенокосной работе из разных организаций. И с праздниками поздравляли, и о своей жизни рассказывали… Это был Единый Трудовой Фронт, наподобие братства какого-то. Нечто подобное может объединить россиян в любое время. Не надо и в колокол бить по фронтовым вопросам…
Конечно, труд никогда не являлся вредным и не будет таковым. В корне изменились в настоящее время условия нашей жизни. Необходимо разработать систему вовлечения в трудовую деятельность человека с детства, на государственном уровне. Систему, которая будет преследовать не только воспитательные, но и объединительные цели. Что для россиян сыграло бы немаловажную роль…
|
</> |