О пользе телеобъектива в пейзажной съемке
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Сугубо личное мнение, почему телеобъектив может
пригодиться для пейзажной фотографии.И жаль, что многие его не
дооценивают.
Изначально статья писалась для российского журнала
"PhotoCASA.ru", но вышла там слегка "урезанной". Тут - полный текст
с небольшими поправками и дополнениями.
Как правило съемка пейзажа у большинства людей (фотографов) ассоциируется с использованием широкоугольной оптики. В обиходе называемыми «шириками» .
А сам пейзаж при съемке такой оптикой подразумевает под собой наличие ярко выраженного переднего плана, а так же - менее активных среднего и заднего планов, присутствие неба/верха в кадре и т.д.В общем – захват в кадр «всего и сразу»
А при упоминании телеобъектива на память приходит съемка дикой природы (животных), спортивных мероприятий и пр. Многие ошибочно думают, что основное их предназначение - лишь приближение удаленных объектов.Но это не совсем так.
Телеобъектив в пейзажной съемке так же может быть очень востребован, а временами – просто не заменим. И пригодиться он может в любой момент.
Ведь через видоискатель с использованием «длинной» оптики мы можем увидеть то, что изначально глазу не заметно.Если широкоугольная оптика захватывает в кадр много объектов и бОльшую площадь - то с помощью «теле» можно четко выделить какой-то единственно важный объект. Т.е. сделать на нем упор и не дать ему затеряться в кадре.
Вдобавок к этому телеобъектив ощутимо сжимает перспективу, делает удаленные объекты гораздо ближе, сильно меняет ее масштаб.Последнее (масштаб) и местность зачастую выглядят после съемки просто фантастически.
Чехия, Южная Моравия, осень 2014 г. Nikon D610, Tamron
150-600, 350mm
Сразу же хочу сказать, что мнение о том, что можно снять и на
ширик/средние фокусные расстояния какой-то сюжет, а потом
«откропить» и получить идентичный результат – в корне ошибочно. В
итоге будет совершенно иная картинка, нежели этот кадр был сделан
сразу же на теле-оптику.
Только
телеобъектив может дать такое характерное сжатие и передачу
перспективы. «Перспектива – это функция расстояния от камеры до
объекта съемки» © Ансель Адамс. Чем больше фокусное
расстояние - тем более становится заметным сжатие
пространства в кадре.
В целом - у
«теле» есть две особенности: «точечные», временами очень лаконичные
сюжеты и характерная, своеобразная передача местности. С течением
какого-то времени и при наличии навыков съемки «телевиком» можно
так же добиться весьма интересных снимков.
В данном случае, например,
именно телеобъектив помог выделить главную деталь в кадре,
изолировал ее от остальных элементов, подчеркнул очень интересный
ландшафт и масштаб местности. Согласитесь: если бы не автомобиль –
сложно было бы это понять. Эта небольшая деталь в корне меняет,
казалось бы самый простой сюжет и кадр приобретает некую
своеобразную «изюминку».
Никакого принудительного
трансформирования пространствами средствами Фотошопа тут
нет.
Южная Моравия., осень 2014 г. Nikon D610, Tamron 150-600,
260mm
Так же,
«огородившись» от восприятия местности вцелом - телеобъективом
можно снимать некоторые абстрактные сюжеты.
Просто глазом они, казалось бы не видны. Но совершенно иначе
воспринимаются через видоискатель камеры.Собственно – такие сюжеты
и ищутся в основном только через ВИ.
Это могут быть линии полей,
пятна различной формы и цвета, образованные цветущими травами и
другие различные сюжеты, заставляющие включить абстрактное мышление
у зрителя.
Закарпатье, осень 2012 г. Nikon D90, Nikkor 18-135,
135mm
Южная Моравия, весна 2014 г. Nikon D610, Nikkor
80-200/2.8, 155mm
Южная Моравия, осень 2014 г. Nikon D610, Tamron 150-600,
240mm
С учетом того, что основная
“фишка” телеобъектива состоит в сжатии перспективы – можно
воспользоваться этим эффектом снимая, так сказать, многоплановые
сюжеты в холмистой местности. Если в воздухе присутствует легкая
дымка или туман (соответственно – уже имеется тональная/воздушная
перспективы) – это только пойдет на пользу и дополнительно
подчеркнет в кадре разделение на планы.В данном случае это
как раз хорошо видно.
И, кстати, до мельницы – 5,5-6 км
по линии прямой видимости. А до первой зеленой “складки” в нижней
части кадра – всего-то метров 500.Мне кажется, что этот кадр
как нельзя лучше иллюстрирует словосочетание “сжатие
пространства”.
Многие могут усомниться, что так
оно и есть, но те, кто был в этих местах в рамках проекта
FOTOTUR.BY - видели это все своими глазами и не дадут мне соврать.
Это гостиничный комплекс "Букованский Млын".
Южная Моравия, осень 2014 г. Nikon D610, Tamron
150-600, 450mm
Выбор телеобъектива
Исходя из того, что высокая
светосила при съемке пейзажей на “телевик” зачастую не так важна –
я бы при выборе руководствовался такими параметрами, как “зум или
фикс?” и цена. Сразу же оговорюсь: я за “зум”. По разным
причинам:
1)
Зум-объектив имеет возможность менять фокусное расстояние,
что само по себе очень удобно при съемке и кадрировании. Для
большинства случаев (особенно на "кропе" ) достаточно будет 200мм
на «длинном конце» (хотя могут быть моменты, когда будет хотеться и
куда бОльшего фокусного)
2) Так же он может найти
бОльшее применение в повседневной жизни/съемке, хоть у
них как правило и светосила поменьше, чем у «фиксов» и
рисунок чуть хуже и четкость изображения как правило так же чуть
хуже. И тем не менее – я в данном случае за “зум”.
Второй параметр (бюджет
покупки) – каждый определяет самостоятельно. Ни для кого не секрет,
что у бюджетной оптики зачастую низкая светосила, ощутимое снижение
качества изображения при увеличении фокусного расстояния, часто
присутствуют хроматические аберрации и виньетирование (хотя
последние два пункта элементарно правятся в RAW-редакторе на
начальном этапе обработки). А некоторые модели не имеют режима
«стабилизации» при съемке, хотя это для пейзажной фотографии – это
опять же не самый важный параметр: в основном съемка ведь ведется
со штатива и «стаб» все равно нужно обязательно отключать.
Если рассматривать
объективы Nikon и бюджет покупки очень ограничен – то весьма
неплохо себя зарекомендовал достаточно старый и в последнее время
очень редкий Nikkor 70-210/f4 (не путать с моделью с
переменной светосилой! Это совершенно два разных объектива!). На
данный момент его стоимость колеблется в пределах 300$
Купил я его еще в 2012
г., во время поездок в Закарпатье. В горах недостаток больших
фокусных расстояний ощущается очень сильно и имеющегося на
тот момент Никкора 18-105 катастрофически не хватало.
Хоть это и старый
объектив, но весьма-весьма себя неплохо показал за год пользования.
Тяжелый, условно-медленный, с хорошей картинкой и детализацией.Да и
"бокешка" у него симпатичная..
Закарпатье, осень 2012 г. Nikon D90, Nikkor 70-210/f4,
110mm
Закарпатье, осень 2012 г. Nikon D90, Nikkor 70-210/f4,
210mm
Если бюджет покупки примерно
500-600$ - то можно смело смотреть на вторичном рынке в
сторону, например, Nikkor 80-200/2.8 третьей версии (кстати,
она выпускается до сих пор). Очень хороший светосильный объектив.
Помимо пейзажей может помочь в репортажной съемке, съемке
людей и т.д.
Использовался мною так же один год, на
камерах Nikon D7000 и Nikon D610. Но если на D7000 мне 200мм
хватало для съемки, то на D610 – уже все-таки оказалось
маловато.Может это просто сыграло обстоятельство, что немного
изменилась география съемок: с гор на равнинно-холмистые места, с
большими открытыми площадями. Хотя это сугубо лично. Большинству
пользователей, думаю, будет достаточно и этого
фокусного.
Южная Моравия, весна 2014.Nikon D610, Nikkor 80-200/2.8,
200mm
Южная Моравия, весна 2014.Nikon D610, Nikkor 80-200/2.8,
200mm
В данный момент я использую
связку Nikon D610 & Tamron 150-600/f5-6.3. А фокусное до 150мм
перекрыто двумя другими объективами: Nikkor 16-35/f4 и Nikkor
24-120/f4.Если расположить линейку оптики в порядке приоритета
использования – то на первом месте будет Тамрон, на втором –
“ширик”, а на третьем – Никкор 24-120
Так сложилось, что
телеобъектив у меня стал, наверное, самым востребованным. И хоть не
каждый вид местности изобилует сюжетами под “телевик”, но даже в
наших средних широтах найдется пусть не слишком много, но все-таки
какое-то количество мест для пейзажных кадров в пределах
таких фокусных расстояний.
Понятно, что в горах или
на холмистой местности, с большими перепадами высот “телевик” будет
более востребован и тем не менее – пара примеров ниже…
Беларусь, лето 2014. Nikon D610, Tamron
150-600, 350mm
Беларусь, весна 2015. Nikon D610, Tamron 150-600,
600mm
Беларусь, Беловежская пуща. Весна 2015. Nikon D610, Tamron
150-600, 600mm
Знаю, что бытует мнение, что оптика сторонних
производителей недостаточно хороша, но в данном случае компания
Тамрон сделала ощутимый прорыв, за что ей, правда, благодарны не
столько пейзажисты, сколько фотоохотники: для большинства как
ничинающих – так и более опытных людей, практикующихся в этом жанре
съемки появилось достаточно бюджетное и весьма-весьма хорошее
решение вопроса в виде Tamron SP 150-600/5-6.3 VC USD.
На данный момент я даже и не
знаю, что бы без него делал.По сути – это мой основной объектив для
съемки природы.
P.S. Если что – никакого
отношения к компании «Тамрон» не имею, это не пиар ее продукции –
объектив действительно хорош. А в соотношении цена/качество –
аналогов ему фактически и нет. Разве что так же относительно
недавно вышедшая Sigma 150-600/5-6.3. У этого объектива есть две
версии: обычная и "Спорт". Обычная - проигрывает Тамрону, а версию
"Спорт" лично я в руках не держал да и мало что про нее есть в
инете, включая реальные тесты и обзоры.Да и цена у нее уже куда
выше, чем у Тамрона.
Особенности съемки на телеобъектив.
К съемке пейзажа на большом фокусном нужно, если можно так
сказать «привыкнуть»:
● во-первых – это поиск сюжета. Не все будет
видно глазу, как я писал выше. Сюжет придется в прямом смысле
разглядывать с камерой в руках.И на начальном этапе это будет
достаточно сложно выделить необходимые объекты для съемки из общего
плана.
● во-вторых – несколько сложнее получается
соблюсти одно из правил пейзажей: разделение на планы.
● в-третьих – к примеру, при съемке на «теле» -
совершенно не обязательно включать в кадр небо. А многим, кто
начинает снимать на большие фокусные – это непривычно.
● Не стоит забывать про относительно небольшую
глубину резкости. Но в то же время не стоит сильно «зажимать»
диафрагму, чтобы избежать дифракции: я снимаю на значениях f8-f11.
Так же нужно тщательно выбирать точку фокусировки – промах фокуса
при съемке на «телевик» более заметен, чем при съемке на
«ширик». Я использую лишь центральную точку фокусировки и в
силу большого расстояния до объекта - не боюсь перекадрирования с
фиксацией фокуса.Т.е. сфокусировавшись на нужном мне объекте –
кадрирую без изменения точки фокусировки.
● Помимо каких-то лаконичных сюжетов – на «теле»
можно замечательно снимать и панорамы: уровень геометрических
искажений крайне низок.
Клеятся они очень хорошо...Это что касается теории.
Дополнительные рекомендации
Что касается техники: первое, что вам необходимо
при съемке с телеобъективом – это штатив. Желательно - хороший,
добротный. В хороших погодных условиях, при достаточном освещении и
не запредельных фокусных, конечно, можно постараться получить
удачный кадр и без него.Но все равно, штатив – это основное, что
вам понадобится для съемок
Не надо запредельных по
стоимости новейших моделей, ценой с тремя нулями. Но и бездумно
экономить на его покупке так же не стоит. Ведь вдумайтесь: шатив –
это же не камера, не оптика. За ним, как за модой – не нужно
гнаться. Лучше купить один, но надолго, чем менять их один за
другим и в результате, потратив время и потеряв какое-то количество
денег – по итогу все равно купить нормальный.
Если позволяет бюджет –
то покупать лучше карбоновый. Он лучше гасит колебания и
легче.Все-таки бывают моменты, когда нужно много ходить пешком.
Подбирать шатив рекомендую с запасом веса по нагрузке на него
и на штативную голову.
Если бюджет ограничен – то
тогда алюминиевый.Опять же - желательно его подбирать с некоторым
запасом по рекомендуемой нагрузке.Т.е. если у вас камера и объектив
весят (условно) 3кг – то и голову и штатив желательно смотреть с
«запасом», Например, штатив – чтобы нагрузка была не менее 5 кг,
голову – не менее 8кг (даже у хороших производителей, например,
Manfrotto наблюдается «клевание носом». Связка камера/объектив
после фиксирования в нужном положении слегка «клюют носом» под
нагрузкой. Ведь размеры «телевика» достаточно большие, получается
достаточно большой рычаг нагрузки.
В какой-то мере
ситуацию исправляет штативная лапка, которая бывает у некоторых
объективов ( в современных – практически во всех). Тогда центр
тяжести слегка выравнивается, связка камера/объектив крепятся к
штативной голове уже не за счет камеры, а за счет штативной
лапки.
Если у вас в пользовании имеется
объектив без кольца со штативной лапкой (есть модели, в которых она
не предусмотрена конструктивно) и вы вынуждены крепить штативную
площадку к основанию камеры - то ситуацию в какой-то мере может
исправить так называемая L-плата. Она как-бы "обхватывает" камеру с
двух сторон и более жестко фиксирует ее на штативной голове.
Выпускаются различными производителями под различные камеры, с
различными вариантами креплений к штативной голове.
Какой-либо бренд к выбору штатива и
штативной головы посоветовать сложно. Лучше, конечно, смотреть в
сторону известных. Хотя, например, у такого китайского
производителя SIRUI есть весьма неплохие комплекты. Правда, так же
не всегда дешевые.
Но одно могу сказать –
желательно смотреть штативную голову с системой крепления
Arca-Swiss (информацию, что это – можно без проблем найти в
инете). Сам я в данный момент пользуюсь комплектом Manfrotto
190CXPRO4 (рекомендуемая нагрузка 5 кг) & голова MH054M0-Q2
(рекомендуемая нагрузка 10 кг). Верхняя часть у головы заменена на
другую, именно под систему Arca-Swiss
Помимо обязательного
использования штатива так же рекомендую воспользоваться если не
режимом съемки с предварительным подъемом зеркала – то хотя бы
съемку с задержкой спуска или пульт.Причина одна: это, так сказать,
"комплекс мероприятий", направленных на уменьшение смаза/шевеленки
при съемке.
На большом фокусном
малейшая вибрация камеры/объектива весьма критична.Особенно если
съемка осуществляется в условиях недостаточного освещения, на
условно-длинных выдержках: скажем, фокусное 600мм, а выдержка –
1/60. Хлопок зеркала в этом случае может сыграть плохую роль при
съемке.
Ну и как писал выше –
при съемке со штатива ОБЯЗАТЕЛЬНО отключать режим
стабилизации изображения.
В этой части так же же хочу оговориться,
что я против использования экстендеров на "зумах", особенно если
экстендеры ранних версий или объективы, используемые для съемки -
достаточно ранних годов выпуска. Качество изображения сильно
пострадает.
Нужны ли фильтры при съемке на
телеобъектив?
Я, например, никакими фильтрами не
пользуюсь. Но опять же: у меня нет значительных перепадов по
яркости в кадре. Нейтрально-серый градиентный фильтр – у меня
практически не востребован. Но в зависимости от сюжета – вполне
возможно, что он кому-то пригодится. Если поляризационный
никак не заменить, то нейтральный, например, можно «заменить»
съемкой с брекеттингом.
Поляризационный,
наверное в некоторых сюжетах бы мне, наверное,
пригодился. Во всяком случае, при съемке на Nikkor 80-200/2.8 – я
периодически им пользовался. Но у Тамрона большой диаметр
передней линзы, 95мм. Продукция компании B&W стоит весьма
дорого, 250$. Marumi DHG – около 300$. А покупать что-то иное – не
хочется.
В общем, подбор
фильтра – дело опять сугубо индивидуальное. Многое будет зависеть
от мест съемки, специфики съемки, сюжетов. Дать однозначный совет
достаточно сложно.
И в заключение
Пейзажных сюжетов, которые можно
снять телеобъективом, на самом деле достаточно много. Все
зависит от видения автора.
Несмотря на его вес, достаточно большие габариты, некоторые
сложности с переноской и перевозкой (придется пересмотреть
конструкцию или модель рюкзака/кофра для транспортировки объектива)
я в любом случае посоветовал бы иметь его в своем арсенале тем, кто
занимается съемкой пейзажа.
Может случиться так, что он
пригодится, казалось бы, в самом что ни на есть обычном месте
.....
Беларусь, «Голубые озера», лето 2014 г. Nikon D610, Tamron
150-600, 250mm
Беларусь, «Голубые озера», лето 2014 г. Nikon D610, Tamron
150-600, 600mm
Удачных кадров !
|
</> |