О пользе копания в архивах или Как восстановить потерянную надпись древних майя
maoist — 30.09.2024 В своё время я писал, как внимательное изучение фотографий с визита датской принцессы в Мексику в 1967 году позволило идентифицировать неизвестную стелу древних майя. А теперь еще один интересный случай.Немецкие коллеги из Боннского университета ведут разбор архива знаменитого австрийского путешественника и исследователя второй половины XIX в. Теоберта Малера (1842–1915). Как писал Майкл Ко, это был "архитектор, инженер-строитель, человек талантливый, но невыносимый в общении. Превосходный фотограф, использовавший ... широкоформатную камеру с мокроколлоидными пластинками вместо совершенно неудовлетворительных 35-миллиметровых пленок более поздних поколений майянистов, Малер запечатлел в мельчайших подробностях стелы и притолоки целого ряда найденных им городов, о которых даже мечтать не могли первые исследователи майя".
Теоберт Малер (фотография 1895 года)
Прекрасные фотографии Малера запечатлели руины городов и монументы древних майя после тысячелетнего перерыва, но до того, как они стали предметом интереса расхитителей древностей. Некоторые из них известны только по малеровским фотографиям. Так, например, стела 12 из Наранхо, новый анализ которой мы опубликовали в 2020 г., в 1960-е или 1970-е гг. была расколота грабителями на части, многие из которых пропали.
Оказалось, что Малер как тщательный немец оставил обширный рукописный архив, который передал Ибероамериканскому институту в Берлине. И там, среди тщательно заполненных страничек полевых дневников и расчерченных планов зданий Йашчилана Кристиан Прагер с радостным удивлением обнаружил такой рисунок
Это оказалось изображение притолоки 34 - одного из раннеклассических монументов из Йашчилана, точнее ее правой и верхней части. Почему-то вместо фотографии Малер сделал отличную прорисовку (но в публикацию материалов эого путешествия она не вошла). Датируется рисунок между 1897 и 1900 гг. Как записал путешественник, какие-то посетители руин утащили левый и центральный фрагмент, поэтому рисунок неполный.
Радостное удивление Прагера было вызвано тем, что как раз утащенные анонимными визитерами куски и сохранились до настоящего времени (5 фрагментов хранится в запасниках на самом памятнике, а один - в музее Пибоди в Гарварде). Именно на их основе Йэн Грэм сделал свою прорисовку, по которой мы и судили о содержании этой надписи. А вот малеровские фрагменты почти все (кроме одного) пропали.
Притолока 34 (прорисовка Й. Грэма, 1982)
Совместив эти два рисунка, Прагер восстановил текст на 95%. Потерян один иероглиф в позиции А4 и некоторые сохранились не очень хорошо.
Притолока 34 (прорисовка К. Прагера, 2024). Красным обозначены иероглифы, ивестные по рисунку Т. Малера, черным - известные по фотографиям, серым - реконструированный иероглиф.
(Продолжение про содержание надписи следует...)
Christian M. Prager (Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität, Bonn)
Antje Grothe (Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität, Bonn)
From Fragments to Clarity: Reconstructing The Hieroglyphic Narrative of Lintel 34 from Yaxchilan (Chiapas, Mexico)
|
</> |